Пассажиропоток на водных маршрутах Петербурга в 2023 г. вырос на 14%

Для дальнейшего развития водных перевозок городу нужно наращивать регулярные транспортные рейсы, считают эксперты
В период навигации 2023 г. в городе работали 44 экскурсионных маршрута и только пять регулярных транспортных /freepik

В 2023 г. пассажиропоток на водных маршрутах Санкт-Петербурга, включая экскурсионно-прогулочные и регулярные транспортные, составил более 4 млн человек. По сравнению с прошлым годом он вырос на 14%. Об этом рассказал заместитель директора Агентства внешнего транспорта Дмитрий Куклин на пресс-конференции в ТАСС 15 ноября.

Напомним, что в 2022 г. водными маршрутами воспользовались 3,5 млн человек, что на 52% больше, чем в предыдущем году. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. количество пассажиров выросло на 50%. Соответственно, в текущем году годовой рост замедлился. Пока востребованность водных перевозок еще растет на фоне восстановления потока туристов в Петербург. За девять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. количество гостей, посетивших Северную столицу, выросло на 10% до 7,8 млн человек. Но поскольку потенциал восстановления турпотока ограничен, активное развитие водных перевозок возможно только за счет увеличения регулярных транспортных рейсов для горожан, полагают эксперты.

В период навигации 2023 г. в городе работали 44 экскурсионно-прогулочных маршрута и только пять регулярных транспортных. Один из транспортных маршрутов, который реализует АО «ВодоходЪ.Пассажирский порт» совместно с Агентством внешнего транспорта на скоростных судах «Метеор», запустили в сентябре 2023 г. в рамках пилотного проекта. За период с 9 сентября по 24 сентября им воспользовались 416 пассажиров. Стоимость билета составляла 150 руб. Маршрут включает два рейса – утренний – от речного вокзала «Уткина заводь» до причала «Нижний Эрмитаж» и вечерний – в обратном направлении. В 2024 г. судоходная компания планирует увеличить количество рейсов с двух до четырех (два утренних и два вечерних).

Чтобы наращивать пассажиропоток за счет регулярных транспортных перевозок власти намерены развивать причальную инфраструктуру. Сейчас в Петербурге функционируют 76 причалов, 19 из них – городские (общего пользования), остальные – частные. В 2024 г., по словам Куклина, в городе планируется установить еще три городских причала: один на набережной реки Фонтанки (у музея Фаберже) и два – на Октябрьской набережной. Причалы на Октябрьской набережной будут включены в регулярный маршрут, который реализует АО «ВодоходЪ.Пассажирский порт». Также рассматривается возможность швартовки «Метеоров» на Арсенальной набережной у Финляндского вокзала.

«Включение в маршрут причалов на правом берегу Невы позволит, в частности, выполнять функции переправы. Пассажиры смогут без пробок добираться с одного берега на другой, что актуально в условиях высокой загруженности мостов в утренние и вечерние часы», – рассказали изданию «Ведомости Северо-Запад» в судоходной компании.

Опрошенные изданием эксперты, отмечают, что хотя водные транспортные маршруты могут быть востребованы у горожан, живущих в густонаселенных районах, для частных судоходных компаний такие проекты могут оказаться невыгодными. «Практически весь наземный транспорт субсидидируется городом в отличие от водных перевозок. Можно вспомнить, что подобная модель уже применялась к проекту «Аквабусов», но субсидии стали сокращаться, и перевозки прекратились», – говорит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов. Как в прошлом году сообщали в Агентстве внешнего транспорта, проект не достиг самоокупаемости, и средства решили перенаправить на обустройство причалов.

Аналитик общественного движения «Транспорт и горожане» Владислав Булгаков полагает, что загрузить рейсы можно, если они будут начинаться в локациях с небольшой транспортной доступностью на границе города. Однако и здесь есть риск, что наземная инфраструктура будет со временем развиваться, и горожане перестанут пользоваться водным маршрутом. Эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев полагает, что потенциально востребованными у горожан могли бы стать рейсы из густонаселенных районов к пересадочным центрам. «Эрмитаж в большей степени подходит для туристических перевозок. Было бы эффективнее перевозить горожан к станции метро «Площадь Александра Невского». Для того, чтобы развивать водные маршруты, нужно использовать мультимодальные перевозки, чтобы граждане могли пересесть на другой транспорт», – добавил он.