ESG против санкций: как устойчивое развитие поможет справиться с кризисом
Попавшие под давление санкций компании озвучили свои ожидания от дальнейших действий властейДеловое издание «Ведомости» 30 марта провело онлайн-конференцию «ESG – корпоративное управление в условиях санкционного давления». Главной темой обсуждения стали особенности управления компаниями, которые оказались под воздействием жесткого давления введенных против России экономических санкций. Эксперты предложили свои варианты выхода из кризиса и озвучили ожидания от дальнейших действий властей.
Как отметил руководитель управления Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Андрей Чукарин, события последних недель обнажили несколько проблем, затрагивающих зеленую повестку во всем мире. В первую очередь, они связаны с финансовой и фактической доступностью классических энергоносителей и невозможностью в один момент заменить их на альтернативные, включая возобновляемые источники энергии. Также это повлияло на стоимость другого сырья. «Как мы видим, в мире сейчас рекорды стоимости бьют и металлы, включая драгоценные», — говорит эксперт. Все это повлияло на постулаты зеленой экономики во всем мире, а в западных странах начали расти негативные настроения относительно реализации низкоуглеродных стратегий. Однако вопрос отмены стратегий устойчивого развития и реализации ESG-повестки не стоит, уверен эксперт.
«В целом направление устойчивого развития должно стать для России национальной идеей, призванной адаптировать нашу экономику не только к глобальному энергопереходу в эпоху санкций, сохранить объемы экспорта и доходы федерального бюджета, оно позволит населению почувствовать позитивные эффекты, реализуемые в экологической повестке, социальной сфере, повысит прозрачность управления страной и доверие к властям», — считает Чукарин.
По словам руководителя центра трансфера технологий Физико-технологического института им. А. Ф. Иоффе РАН Алексея Удовиченко, к происходящим сейчас событиям некоторые эксперты применяют термин «деглобализация». «Это разрыв цепочек поставок, финансовых систем, начало перехода на национальные валюты в международных расчетах. Сейчас устойчивость бизнеса — это опора на национальные энергетические ресурсы (если они есть), продовольственная безопасность, а также сверхусилия компаний по перестройке системы поставок и расчетов», – полагает он.
Руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ Игорь Коротецкий считает, что ESG-повестка является глобальной и остается востребованной в странах, готовых сотрудничать с российским бизнесом в условиях нынешнего кризиса. «У нас три основных драйвера, которые определяют повестку ESG – это товарные рынки, рынки капиталов и внутренняя регуляторная повестка (то, что устанавливает государство)», – рассказал он.
В сложившихся условиях экономике страны и финансовым рынкам понадобится полная перезагрузка, говорит генеральный директор управляющей компании «БСПБ Капитал» Дмитрий Шагардин. В момент острого кризиса на фоне развития геополитической ситуации Центральный Банк РФ предпринял очень важные решения для обеспечения стабильности банковской системы и финансового рынка: в условиях «замороженных» почти 50% золотовалютных резервов обязал экспортеров продавать 80% валютной выручки для стабилизации валютного курса, был вынужден практически полностью ограничить движение капитала за рубеж для предотвращения оттока валюты и экстренно повысить ключевую ставку до 20%, обеспечив банковскую систему необходимым объемом ликвидности. «Политика крепкого рубля может помочь России справиться с инфляцией и позволит ЦБ уже в скором времени снизить процентную ставку с текущего уровня в 20%, а также перезагрузить, реанимировать экономику страны», – считает Шагардин.
По оценке члена экспертного центра по ESG-трансформации «Деловой Росиии» Александра Щелканова, несмотря на сложнейшую геополитическую ситуацию бизнес оценивает происходящее рационально и не спешит поддаваться эмоциям активно перестраивая цепочки поставок. «Поэтому активные изменения в составах совета директоров крупнейшего российского бизнеса является ответом на санкции через выведение бизнеса из под удара. Если с 2014 года мы наблюдали отток экспатов в части изменения корпоративного управления в иностранных компаниях, работающих в России, то теперь мы видим проекты по передаче в оперативное управление активов российским партнерам. Благо, за 20 лет оно окрепло», — говорит Щелканов.
В сложившихся условиях для сохранения устойчивости экономики бизнес сильно нуждается в государственной поддержке, считает генеральный директор Gatchina Gardens Наталья Осетрова. Одна из ведущих отраслей экономики – строительство, без поддержки государства ей грозит полная остановка работы: «Должны быть выделены базовые ставки для девелоперов, особенно актуально для проектов КУРТ, направленных на комплексное развитие инфраструктуры обеспечивающие качество жилой среды. Стратегия отложенного спроса тоже должна быть учтена, потому что покупательская способность сейчас снижена даже с учетом ипотечной ставки 12%». В этом разрезе для девелоперов становится еще более актуальна так называемая зеленая ипотека, она подразумевает под собой субсидирование банками жилья с высокой энергоэффективностью. В 2021 г. многие банки рассматривали такие программы, но продукты так и не были запущены, говорит Осетрова. «Нужны дополнительные меры поддержки для тех компаний, которые ориентированы на ESG-повестку, на энергосберегающие технологии, чистую воду, новые инженерные сети и т.д.», — уверена эксперт. Есть хорошие тенденции по укреплению рубля, однако актуальным остается вопрос стоимости материалов на внутреннем рынке, подчеркнула она.
Профессор кафедры экономики и управление предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Яковлева считает, что в первую очередь государство должно повышать качество жизни населения России на основе интеграционных возможностей формирования природно-продуктовой вертикали, начиная с конечной продукции и оценкой демографических потребностей общества. «ESG-экономика – это сильная сторона тех государств, которые не имеют ресурсного потенциала», – отметила эксперт, добавив, что сильная сторона нашей страны заключается в богатстве природных ресурсов, которые надо использовать во благо экономики для соединения «старопромышленных» регионов с новыми отечественными технологиями, в том числе безотходными.