Экспортеров отправят в Среднюю Азию и на Ближний Восток

Центр поддержки экспорта Ленобласти в апреле организует бизнес-миссию для МСБ в Узбекистан
Самым крупным экспортным направлением для Ленинградской области является Китай – на него приходится больше 15% /PIXABAY

Власти Ленинградской области в этом году проведут для малого и среднего бизнеса региона сразу несколько выездных мероприятий для переориентации экспорта с Европейского рынка в Среднюю Азию, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и на Ближний Восток. Об этом выступая на церемонии награждения региональных победителей конкурса «Экспортер года» рассказал заместитель председателя правительства региона  Дмитрий Ялов и подтвердила «Ведомостям» генеральный директор АНО «Центр развития промышленности Ленинградской области» (ЦРП ЛО) Вера Штокайло.

«Несмотря на то, что сегодня ограничен экспорт в Евросоюз и закрыта часть рынков, для наших производителей открыт Ближний Восток, Азия, Африка. Уже на следующей неделе состоится бизнес-миссия для предприятий Ленинградской области в Среднюю Азию. Наша задача – не сбавлять обороты и воспользоваться новыми возможностями», — сообщил Ялов.

По словам Штокайло, 24-28 апреля будет организована бизнес-миссия в Узбекистан. В ней бесплатно примут участие представители шести региональных компаний. По ее словам, региональный Центр поддержки экспорта «ЦРП ЛО» с 2019 г. ведет работу по расширению рынков сбыта для местных экспортеров. Все это время в приоритете центра были не уже освоенные европейские направления, а страны Ближнего Востока и Азии. Так, при поддержке Центра 78 малых и средних компаний Ленобласти заключили 156 контрактов на поставку продукции в 36 стран мира, среди которых помимо традиционных европейских направлений были Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан, а также Китай, Египет, Турция, Вьетнам, Сингапур, Пакистан и др. «Из-за текущей ситуации мы сейчас усиливаем блок на Ближнем Востоке, блок ЕАЭС и Азии», — рассказала Штокайло.

В этом году уже прошли выезды в Азербайджан и Армению, в июне будет организована миссия в Турцию. Также планируются выездные мероприятия в Казахстан, совместно с РЭЦ прорабатывается возможность отправить компании Ленобласти для налаживания деловых связей в Саудовскую Аравию, Египет и Индию. «Сейчас мы актуализируем страны в зависимости от ситуации и возможности выезда компаний, вывоза их продукции из страны и ввоза в ту или иную страну», — пояснила Штокайло.

По данным Петростата и Северо-Западного таможенного управления, самым крупным экспортным направлением для Ленинградской области является Китай. На него в 2021 г., по сведениям таможни, пришлось больше 15% всего экспортного потока. В январе-декабре прошлого года компании региона отправили туда продукцию на $1,3 млрд.  Это в 1,65 раза больше, чем за аналогичный период 2020 г. Помимо Европы заметные доли экспорта в страны дальнего зарубежья приходятся на Бразилию (3,5%), Японию (3,4%) и Турцию (2,5%).

Ключевым направлением экспорта из Ленобласти в Среднюю Азию является Казахстан. В 2021 г. туда было отправлено продукции на $340 млн, это на 24% больше, чем за 2020 г. Экспорт в Узбекистан в общем объеме занимает лишь 0,8%, но он тоже растет: за 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличился на 27% до $63 млн. Существенных объемов поставок в Азербайджан Петростат и таможня пока не фиксируют. Но как говорит Штокайло, у местного бизнеса есть большой интерес к этому направлению. «Например, в этом году уже была бизнес-миссия в Азербайджан, но к этой стране есть огромный интерес. Если РЭЦ нам согласует, в конце года мы еще раз поедем в Азербайджан», — рассказала она.

По мнению генерального директора ООО «Аттика логистика» (производит химическое сырье на экспорт) Матвея Раммо, такая страна как Узбекистан тоже будет вызывать все больше интереса у экспортеров. «Это страна с достаточно большим населением – порядка 45 млн человек, средний уровень жизни последние несколько лет стабильно растет, повышается уровень развития промышленности», — поясняет он.

Представители компании в апреле примут участие в организованной властями бизнес-миссии в Узбекистан, и как говорит Раммо, для них это способ расширить поставки своей продукции на экспорт. Предприятие производит химическое сырье в том числе для автомобильного рынка, а парк автомобилей в Узбекистане ежегодно растет. «У нас уже есть партнеры в Узбекистане, но мы рассчитываем найти новых», — добавил он.

По мнению ректора СПбГЭУ Игоря Максимцева, рынки стран Средней Азии, в частности Казахстана, Узбекистана и др., интересны для российских компаний схожими предпочтениями населения и возможностями экспорта продукции различных секторов машиностроения, инжиниринговых услуг, инвестиционных товаров. «С Казахстаном и Кыргызстаном к тому же Россия входит в Таможенный союз ЕАЭС, что подразумевает, в целом,  беспошлинную торговлю», — говорит он.

По словам Максимцева, Турция, Арабские Эмираты и даже Сингапур тоже могут стать для местных экспортеров привлекательными каналами поставок за счет удобных электронных маркетплейсов. «Также необходимо сказать о далеко не исчерпанном потенциале торговли России со странами АСЕАН — Ассоциации государств Юго-Восточной Азии: это страны с общим населением около 600 млн человек, объединенные зоной свободной торговли, представляют собой растущий рынок для российских товаров и развития дальнейшей производственной кооперации. С этими целями, кстати, создан и успешно работает Деловой совет Россия -  АСЕАН. Так что рынки стран Средней Азии и Ближнего Востока имеют множество возможностей для реализации потенциала российского экспорта и нуждаются в дальнейшем подробном изучении», — уверен эксперт.