Чат-боты и цифровой город: что готов предложить российский ИТ-рынок властям и бизнесу

Игроки отрасли рассказали, в каких направлениях удалось заместить иностранное ПО, а где пока не хватает наработок
Отечественные ИТ-компании сейчас и самостоятельно работают над новыми продуктами, и объединяются с властями для разработки новых технологических решений /Freepik

Переход на отечественный софт в России обсуждается не один год. Но именно в 2022 г., после ухода иностранных вендоров с российского ИТ-рынка и ввода санкций остро встал вопрос об импортозамещении программного обеспечения (ПО) на отечественные продукты. Участники онлайн-конференции «Российский софт: ИТ-разработки», организованной деловым изданием «Ведомости. Санкт-Петербург», отметили, что во многих сферах в прошлом году активно стартовал процесс импортозамещения ПО и других цифровых сервисов. Удачные отечественные решения появились как в госсекторе, так и в сфере разработок для бизнеса. Но остается ряд направлений, где отечественные компании еще не предложили качественный продукт.

Чтобы наверстать отставание от западных компаний в разработках софта, по поручению премьер-министра РФ Михаила Мишустина в РФ были созданы индустриальные центры компетенций (ИЦК), рассказал советник министра Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Алан Салбиев. Он уточнил, что ИЦК объединяют заказчиков и разработчиков в вопросах создания и внедрения новых цифровых продуктов по более чем 30 направлениям. «В ближайшие полгода мы будем наблюдать за реконфигурацией существующих ИЦК и созданием новых, что повлечет за собой появление новых продуктов и платформ», – уточнил спикер.

По его мнению, одним из достижений последнего времени можно назвать действия российской компании VK. Технологическая корпорация запустила проект по созданию отечественного игрового «движка». «И это далеко не первая ласточка», – подчеркнул Салбиев.

Отечественные ИТ-компании сейчас и самостоятельно работают над новыми продуктами, и объединяются с властями для разработки новых технологических решений. Заместитель председателя комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Дмитрий Кузьмин напомнил, что Смольный и VK в прошлом году в рамках Петербургского международного экономического форума подписали соглашение о взаимодействии. «Плоды сотрудничества можно увидеть в создании на платформе отечественного ИТ-гиганта целой серии цифровых сервисов для петербуржцев и гостей города», – добавил Кузьмин.

Сейчас в городе тестируется мини-приложение, пользователи которого могут получить информацию о своем доме и окружающей его инфраструктуре: спортивной, образовательной, досуговой, экологической и т. д. на одном ресурсе. Также город и соцсеть «ВКонтакте» провели совместный конкурс среди разработчиков, в котором приняли участие более 600 молодых программистов. Результатом стало 20 принципиально новых сервисов для петербуржцев. И мини-приложение, и результаты конкурса пополнили каталог «Экосистемы городских сервисов «Цифровой Петербург», в котором сейчас уже 245 полезных цифровых сервисов.

Кузьмин отметил, что в Петербурге также работают чат-боты, например, в мессенджере Telegram их 31. Пользователи могут получить информацию по разным направлениям, например, узнать о мероприятиях, записаться в МФЦ и т. д. В период пандемии заработал созданный за ночь чат-бот, который смог оперативно предоставлять людям информацию о мерах предосторожности и пунктах вакцинации.

Собственные технологические решения для общества и бизнеса предлагает еще один игрок на отечественном ИТ-рынке – SberDevices. По словам руководителя направления импортозамещения Дианы Злобиной, компания разработала отечественную платформу для видеоконференцсвязи. В конференции единовременно может участвовать до 200 человек, и есть автоматическая текстовая расшифровка диалога.

Еще одним технологическим решением компании стал бот, который автоматизирует обработку большого количества обращений пользователей на сайте и в мессенджерах. С его помощью компания может оптимизировать работу службы поддержки и оставить сотрудникам call-центров кейсы, где действительно необходимо взаимодействие с человеком.

Людмила Корнилова, директор программ оптимизации материально-технического обеспечения и управления запасами компании «Газпром нефть», экосистема Isource, рассказала про цифровую платформу для управления цепочками поставок промышленных предприятий, созданную «Газпромнефть-Снабжением» и Электронной торговой площадкой Газпромбанка. Данная платформа позволяет заказчикам и контрагентам в онлайн-режиме отслеживать исполнение договоров и ход реализации проектов. Для этих целей экосистема предлагает широкий спектр сервисов и решений. Например, промышленный маркетплейс, где участники рынка могут купить или заказать товары в том числе с новых рынков, цифровой продукт для управления качеством материалов и оборудования в России и за ее пределами.

Еще один сервис позволит перевезти необходимые грузы и оборудование через всю страну и напрямую через приложение договориться с логистической компанией об условиях поставки. При этом в режиме реального времени можно понять, где находится товар и получить прогнозируемое время его прибытия. Корнилова добавила, что в экосистему входят и другие сервисы, которые направлены на улучшение взаимодействия в формате «бизнес–бизнесу».

Несмотря на расширение ИТ-решений в России и импортозамещения ряда программ, остаются направления, где отечественные компании еще не предложили качественный продукт, рассказал директор по технологическим инновациям и разработке собственных решений компании Wone IT Илья Карякин.

«Сейчас мы обязаны уделять должное внимание таким вещам, как саморазвитие, поиск возможности партнерства (в том числе с конкурирующими организациями), внедрение инноваций – их можно перечислять бесконечно. Замена софта в такой формулировке – это лишь одна из точек роста, и часть этого пути мы прошли, на мой взгляд, вполне успешно. Тем не менее останавливаться только на замене ПО нельзя, иначе наша технологическая независимость так и останется под угрозой», – уверен Карякин.

Полную запись конференции можно посмотреть по ссылке.