Объем инвестиций в проекты с госучастием в РФ в 2023 г. может вырасти в 1,3–1,5 раза

В 2022 г. законтрактованные вложения в новые проекты ГЧП увеличились почти в два раза – до 837 млрд руб.
Одним из самых ярких примеров сотрудничества бизнеса и власти в Петербурге является запуск Западного скоростного диаметра /nch-spb.com

Рынок государственно-частного партнерства (ГЧП) в России в ближайшие годы продолжит активно расти и может превысить официальные прогнозы. Этому будет способствовать новое законодательство, которое создает более прозрачные условия для участия бизнеса и государства. Но со временем баланс финансирования будет смещаться в сторону федеральных средств, а проектов, рассчитанных на получение прибыли, будет становиться все меньше. К такому выводу пришли участники онлайн-конференции «Государственно-частное партнерство: импульс развития регионов», организованной деловым изданием «Ведомости Северо-Запад».  

Общий тренд на рост

В прошлом году произошел кратный рост законтрактованных инвестиций в рамках проектов ГЧП, напомнил директор группы сопровождения ГЧП и инфраструктурных проектов ООО «ДРТ Консалтинг» Юрий Халимовский. По данным Минэкономразвития РФ, за 2022 г., несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию и уход иностранных инвесторов, было заключено 421 концессионное соглашение на 856 млрд руб. Это в два раза больше, чем в 2021 г., отметил эксперт.

По данным за I полугодие 2023 г., в стране было подписано соглашений в рамках ГЧП почти на 446 млрд руб. При этом власти страны ожидают, что в 2023–2025 гг. количество заключенных соглашений вырастет на 1500 новых концессий и достигнет 5500. По прогнозам первого заместителя министра экономического развития России Ильи Торосова, к концу 2025 г. планируется выйти на объем законтрактованных инвестиций более чем в 5,6 трлн руб.

Уже в этом году можно ожидать существенного роста инвестиций по новым соглашениям, говорит Халимовский. «В 2023 г., на мой взгляд, сохранится тенденция к росту. Скорее всего, рост составит 1,3–1,5 раза. Это подтверждается предварительными данными», –прогнозирует эксперт.

По данным Халимовского, наибольшее количество соглашений ГЧП сейчас заключается в сфере ЖКХ, на их долю приходится 74% от всех подписанных договоров. Затем идут социальные проекты – 17%, транспортная инфраструктура – 4%, благоустройство – 3%, остальные сферы по 1% и меньше. В то же время среди драйверов роста, увеличение интереса к которым можно ожидать в ближайшие годы, помимо социальной сферы эксперт отметил туризм, ИТ, транспорт и спорт.

Петербург в лидерах

На региональном уровне Санкт-Петербург остается одним из крупнейших рынков ГЧП и по суммарным результатам реализации проектов занимает второе место по России.

В настоящее время в портфеле Северной столицы находятся 24 ГЧП-проекта на разных стадиях реализации при общем объеме инвестиций порядка 700 млрд руб., рассказал заместитель председателя комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Максим Шарипов.

По его словам, в городе наиболее крупные проекты, которые реализуются в рамках ГЧП, относятся к транспортной сфере. Шарипов напомнил, что одним из самых ярких примеров сотрудничества бизнеса и власти является запуск Западного скоростного диаметра.

В то же время в регионах растет тренд на активное участие бизнеса в совместных с властями социальных проектах. По словам Шарипова, в этом году в городе было заключено сразу несколько соглашений по строительству социальной инфраструктуры.

Так, Смольный заключил концессионное соглашение с ООО «Современные перинатальные технологии» на строительство на севере города перинатального центра. Затраты на его реализацию оцениваются в сумму порядка 15 млрд руб., а срок строительства составит четыре года.

Также в 2023 г. власти города подписали сразу пять концессионных соглашений на строительство школ. Их откроют к 1 сентября 2024 г. Кроме этого, в этом году в Петербурге ожидается ввод в эксплуатацию одного из крупнейших в мире ледовых дворцов. «СКА Арена» и прилегающий спортивный парк в Московском районе также возводятся в рамках концессионного соглашения.

Регионы задают темпы

Другие регионы СЗФО тоже активно пользуют инструменты ГЧП. Например, в Мурманской области реализуется шесть концессионных соглашений, два проекта уже завершены, рассказала начальник управления инвестиционной политики и развития промышленности Министерства развития Арктики и экономики Мурманской области Наталья Полуянова. «В текущем году заключили одно концессионное соглашение в сфере ЖКХ и до конца года планируем еще две концессии в сфере спорта», — рассказала она.

В целом же при поддержке государства в области было заключено уже 98 соглашений с общим объемом инвестиций в 140 млрд руб. Но Полуянова обращает внимание на то, что большинство проектов пока все же относятся к сфере ЖКХ. Так, в регионе в партнерстве со Сбербанком были созданы биокотельные, которые работают на торфе и щепе вместо электричества и мазута. Первым проектом в рамках ГЧП стал полигон ТКО с мусоросортировочным комплексом и мусороперегрузочными станциями. При этом в Мурманской области ждут роста интереса бизнеса и к другим сферам: например, к созданию социальной и туристической инфраструктуры, добавила Полуянова.

Социальная сфера набирает оборот

Как отметили участники конференции, вложения в социальную инфраструктуру, как правило, сложно окупаются. Поэтому в большинстве регионов долгое время бизнес не спешил участвовать в ее создании. В 2021 г. правительство РФ решило изменить эту тенденцию и дало поручение ВЭБ.РФ сформировать оператора, который будет заниматься строительством школ на частной основе, рассказала генеральный директор ООО «ПроШкола», исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ Алиса Денисова.

«Ведомости Импульс»

Деловое издание «Ведомости» в этом году проведет первую ежегодную премию «Ведомости Импульс» в области реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства. Цель премии – привлечение внимания к реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства, выявление лучших практик и их тиражирование по всей стране. Среди потенциальных номинантов: Ханты-Мансийский автономной округ — Югра, Амурская область, Омская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Пермский край, Сахалинская область, Липецкая область, Самарская область, Тюменская область, Алтайский край, ДОМ.РФ, ВЭБ.РФ, Газпромбанк, ГК «Росводоканал», ГК «Стройтрансгаз», компании группы АО «Ситиматик», Дивизиональный машиностроительный холдинг «Синара-Транспортные Машины», ООО «БалтНедвижСервис» и др. Прием заявок открыт до 1 сентября.

Она отметила, что госкорпорация создала дочернюю компанию «ПроШкола», которая занимается созданием школ в рамках ГЧП в 23 субъектах страны. «У нас примерно 60% всех концессий по программе Минпросвещения России, в ряде регионов работают отраслевые инвесторы, мы очень рады этой практике. Например, в Санкт-Петербурге работают рыночные инвесторы. Но в тех регионах, где рынок частных инвестиций в социальную сферу развит меньше, строит "ПроШкола"», – уточнила Денисова.

По ее словам, за два года работы оператор заключил 67 концессионных соглашений на создание 69 школ в 23 субъектах Российской Федерации. Срок создания объекта в зависимости от его масштабов составляет от одного года до 2,5 года. Денисова отметила, что в Северо-Западном федеральном округе реализуется уже несколько проектов, в том числе в Архангельске, Вологде и Пскове.

Как стимулировать рынок ГЧП

Несмотря на рост интереса к проектам ГЧП со стороны инвесторов, вопрос стимулирования рынка все еще открыт, отмечает ассоциированный партнер «Б1-Консалт» Александр Чижов. По его словам, на федеральном уровне концессионер сейчас может рассчитывать лишь на узкий круг льгот, одна из которых – амортизационный вычет. Такая мера позволяет компании вычитать амортизацию в размере рыночной стоимости объекта, который получен на реконструкцию. Других льготных налоговых инструментов у концессионеров практически нет.

На региональном уровне законодатель обладает дискрецией устанавливать дополнительные льготы, в частности, по налогу на имущество, а также в ряде случаев по налогу на прибыль. Также интересным с точки зрения налогообложения является инструмент СЗПК, позволяющий получить ряд налоговых мер поддержки.

Другой проблемой стимулирования рынка ГЧП является ограниченность кредитных механизмов. Преимущественно объекты строятся за счет кредитов, которые предоставляют пять-семь крупнейших банков, они навязывают определенные услуги и продукты, рассказал общественный уполномоченный в сфере реализации проектов ГЧП в  Москве Артур Щеглов. По его словам, сейчас формируются и новые инструменты для ГЧП, например, цифровые финансовые активы, включая облигации. «Это новый класс финансовых инструментов. С 2022 по 2023 г. уже состоялось 28 выпусков совокупным объемом порядка 3 млрд руб.», — уточнил Щеглов.

Еще одним инструментом стимулирования рынка ГЧП могут стать «народные облигации». Например, в Москве этот метод применили еще в 2021 г., тогда власти города выпустили «зеленые» облигации на 70 млрд руб. для финансирования большой кольцевой линии метро и закупки электробусов. Ценные бумаги были доступны для покупки юрлицам и физлицам. «Неделю назад выпуск ’’зеленых’’ облигаций анонсировали власти Пермского края на 500 млн руб. для финансирования проектов по благоустройству набережной реки Камы», — прокомментировал Щеглов. В то же время он отмечает, что рынок ГЧП довольно консервативен, и в первую очередь бизнес ждет более прозрачных условий кредитования от банков, которые будут оставаться основными источниками финансирования для рынка ГЧП.

Законодательство меняет условия

Сделать реализацию проектов в сфере ГЧП более прозрачной должно помочь новое законодательство. В конце июня Государственная дума по инициативе правительства РФ приняла в третьем чтении закон, направленный на совершенствование механизмов государственно-частного партнерства.

Управляющий директор по юридическому сопровождению проектов Национального центра ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) Анна Батуева рассказала, что закон внес большие изменения в регулирование концессионных соглашений и соглашений ГЧП. Среди всех изменений можно выделить три ключевых. Так, теперь в законе прямо закреплены формы и содержание финансового участия концедента (государства, муниципалитетов). Например, размер софинансирования на стадии строительства и реконструкции может составлять не более 80% от общего объема капитальных затрат.

Второе важное изменение – механизм особых обстоятельств. Как рассказала Батуева, закреплено право частной стороны получить право на выплату из бюджета компенсаций, в том числе в случае недополученных доходов. «Третье важное изменение – возможность компенсации инициатору расходов, которую он понес на подготовку частной концессионной инициативы», – рассказала эксперт.

Смещение баланса

Участники конференции считают, что новые законодательные изменения в перспективе могут привести к смещению баланса финансирования проектов ГЧП в сторону федеральных средств. «Доля влияния регионов будет снижаться, хотя и не исчезнет полностью. Региональное финансирование тоже должно быть в проектах ГЧП. Но баланс может сместиться в федеральную сторону», – прогнозирует Халимовский.

По мнению Щеглова, инвесторы будут и дальше стремиться к проектам с федеральным финансированием, чтобы минимизировать риски. Появление программ с предоставлением различных льгот может привести к росту ГЧП, но снизит количество проектов, рассчитанных на получение прибыли.

В то же время Батуева не видит никаких препятствий для дальнейшего развития проектов ГЧП в регионах, несмотря на озвученную ранее Минфином инициативу ограничить расходы субъектов РФ на выплаты в рамках ГЧП. «Ограничения Минфина касаются всех расходов регионов, не только ГЧП. Минфин не хочет ограничить участие регионов в ГЧП, но у Федерации есть потребность мониторить, что происходит, какие обязательства берут регионы, чтобы избежать их неисполнения», – пояснила она.

Полная запись эфира доступна по ссылке.