Бизнес и искусство нуждаются в синергии

Деловая среда имеет намного больше точек пересечения с творчеством, чем кажется на первый взгляд
Любой бизнес способен скооперироваться с искусством, говорят предприниматели /Freepic

Искусство и бизнес сотрудничают уже не одно столетие, и от этого выигрывают обе стороны. Первые получают от этой синергии творческую  реализацию и признание, вторые – деньги и ресурсы для дальнейшей комфортной работы. К такому выводу пришли участники public-talk о кооперации бизнеса и искусства, организованного деловым изданием «Ведомости Северо-Запад». Модератором мероприятия выступил генеральный директор издания Александр Щелканов. Public-talk прошел на территории студии мозаики «Сад Гранат».

На первый взгляд, бизнес и искусство не имеют ничего общего. Однако точки пересечения есть, и их много, считает главный редактор делового издания «Ведомости Северо-Запад» Ирина Яровикова. Самое простое, что может сделать бизнес, в частности деловое издание, это поддержка подобных проектов.

«Мы понимаем, что деловая повестка имеет свою специфику, но сегодня бизнес действительно встраивается практически во все культурные сферы жизни: это выставки, кинопоказы, мода и дизайн. Сейчас многие компании так или иначе участвуют в культурных акциях, проектах и т. д.», – говорит Яровикова.

По словам генерального продюсера телеканала «АртПИТЕР» Алексея Рябкова, роль искусства в жизни каждого человека заключается в развитии внутренней красоты в людях, которая потом помогает раскрываться в индивидуальности и самодостаточности, что важно для развития нашего общества. «И бизнес помогает этому раскрыться, создает условия. Искусство, в свою очередь, наполняет бизнес смыслом», – говорит он.

Фестиваль мозаики

Исполнительный директор студии мозаики «Сад Гранат» Анастасия Моргунова рассказала, что в этом году у компании было много коллабораций, включая выставочные, а также коллаборации с другими странами: поездка в Турцию для проведения мастер-класса с местной школой мозаики, фестиваль в Италии. В планах компании организовать в следующем году в Петербурге большой фестиваль, который будет интересен и бизнесу, и компаниям в сфере культуры. «Будет единый большой фестиваль, на площадке которого можно будет проводить public-talk, где также можно будет говорить о том, что волнует бизнес и жителей города», – сказала она.

«Мы являемся третьей школой мозаик в мире. Впереди нас только Италия. У нас несколько направлений деятельности, одно из них обучение. С нуля человек может сделать мозаику практически за месяц. Второе наше направление, миссия нашей компании состоит в том, чтобы вернуть Санкт-Петербургу и России статус мозаичной столиц», – добавила Моргунова.

Минутка на искусство

Любой бизнес способен скооперироваться с искусством, к примеру, мобильный оператор и музей современного искусства. Руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Евгения Бессонова рассказала, что оператор проводил акцию «Культурный обмен», когда минуты, оставшиеся в тарифе, можно было потратить на «Годовой билет» в музей. Первым партнером этого проекта стал музей современного искусства «Эрарта», потом к проекту подключились и другие музеи. Механика также была реализована во время акции «Ночь музеев». Так, за этот год в «Культурном обмене» абоненты оператора поменяли более 21 млн минут.

«Интересный факт – обмен минут в «Эрарту», большая часть аудитории, которая приходила в музей, обменивала минуты на годовые абонементы. Мы очень довольны совместными результатами. Получается, что и «Эрарта» получила новых клиентов, которые, возможно, бы не пришли без этой инициативы. Tele2 также получила лояльность своих клиентов», – говорит Бессонова.

Как известно, «Эрарта» предоставляет возможность по одному входному билету посещать музей целый год, для этого достаточно зарегистрировать билет. Подобной возможностью воспользовались и 96% всех тех, кто пришел в музей по данной акции, рассказала директор по внешним связям музея современного искусства «Эрарта» Екатерина Атоян-Милюкова. Процент людей, которые не зарегистрировались, очень небольшой. Это, например, некоторые жители других городов, которые полагают, что в течение года не вернутся в Петербург.

«Этим форматом взаимодействия мы открыли «Эрарту» для тех людей, которые, возможно, не были готовы в ближайшее время посвятить свой выходной день современному искусству. С помощью таких инструментов нам это удалось – и это большая радость, потому что мы верим, что искусство делает мир каждого лучше и ярче», – говорит она.

Инвестиции и искусство

По словам соучредителя инвестиционного клуба «Капитал» и основателя «Роббо» Павла Фролова, все больше и больше резидентов клуба начинают интересоваться инвестициями в искусство. Оказалось, что на долговременном промежутке времени (20-30 лет) такие инвестиции самые доходные.

В основном люди инвестируют в традиционное искусство, картины, живопись, скульптуры и прочее. При этом есть еще и коллекционные монеты. «У нас есть отдельная инициатива – «Золотой запас» клуба «Капитал», где консультант рассказывает про монеты. Мы стараемся каждый месяц приобретать хотя бы одну золотую или серебряную монету, создавая у каждого золотой запас, чтобы потом это легло в основу будущей династии. Некоторые монеты удивляют: есть монета, которая за пять лет подорожала в 40 раз, – это коллекционная монета «Ну, погоди», – говорит Фролов.

Заместитель генерального директора антикварного салона «Сокровища Петербурга» Юлия Костригина отмечает: чтобы качественно и успешно инвестировать в антиквариат, необходимо любить искусство. В антиквариате есть разные позиции для вложений: фарфор, живопись, серебро и ювелирные изделия, кто-то вкладывается и в другие предметы.

«Не верьте курсам, которые говорят, что за два месяца обучат вас всему, потому что это так не работает. Надо воспитывать свой вкус, ходить в музеи, смотреть каталоги, поэтому я говорю, что антиквариат – это по любви. Без знаний и насмотренности, без посещения антикварных салонов, общения с экспертами сложно удачно вкладываться в антиквариат», – считает Юлия.

Для развития любого искусства необходима идея, а остальным занимается бизнес (маркетинг, продажи и др.). Основатель и руководитель студии мозаики «Сад Гранат» Никита Пашментов считает, что художнику необходимо находиться в комфортных условиях для качественной работы.

«Есть такая фраза, что художник должен быть голодным. Многие не верно интерпретируют эту фразу – сразу же приходит мысль, что художник должен хотеть есть. На самом деле художник должен быть в комфортных условиях, ему не должно хотеть есть, он не должен мерзнуть или работать при свечах. Его не должно беспокоить, где достать материалы, как поучиться у другого известного мастера. Художник должен быть голодный до знаний, а для всего другого должен быть бизнес», – сказал Пашментов.