В Петербурге развивается тренд на коллаборации бизнеса и искусства

По мнению экспертов, такие коллаборации способствуют росту продаж и узнаваемости бренда
Искусство тоже может становиться инициатором коллабораций с крупными предприятиями /«Ведомости Северо-Запад»

В Петербурге бизнес начал активнее вступать в коллаборации с искусством, а искусство – с бизнесом. Подобные формы сотрудничества помогают бизнесу повышать узнаваемость своего бренда, увеличивать продажи и развивать отношения с другими компаниями, считают эксперты public talk «Коллаборации как двигатель бизнеса», который прошел 28 августа на Елагином острове.

Изначально небольшие культурные проекты, которые запускает бизнес, могут превратиться в перспективные и востребованные площадки. К примеру, в 2021 г. в Петербурге компания Tele2 открыла площадку Art Space на Елагином острове. Как рассказала руководитель департамента маркетинга макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Ольга Казанина, мы прошли достаточно серьезную эволюцию за этот период времени. 

«Когда мы запускались в 2021 г., то рассматривали этот проект как летнее пространство, которое очень гармонично интегрировалось в парковую среду, и у нас были самые базовые активности, но потребности наших посетителей меняются, трансформируются, и за это время мы стали хабом партнерств с различными институциями, компаниями и направлениями. Сейчас нас выбирают более 60 000 посетителей. Такие проекты позволяют нам выходить за рамки телекоммуникаций, поддерживать интересы и образ жизни наших клиентов, жителей и гостей любимого города, оставаясь с ними на одной волне», – отметила Казанина.

Еще одним примером коллаборации бизнеса и искусства является китайская закусочная команды El Copital Bar (входит в экосистему Follow the Rabbits), которая весной этого года открылась в цокольном помещении на 400 кв. м в здании дома-музея Бродского. Как поясняет основатель барной экосистемы Follow the Rabbits Игорь Зернов, идея открыть такое заведение появилась из-за того, что Иосиф Бродский любил китайскую кухню, а за экспозиционное пространство в заведении отвечал его однофамилец – архитектор Александр Бродский.

«Это был большой проект, который мог затянуться на долгие годы. Но в течение двух лет мы увидели, как архитектор Александр Бродский сделал красивую экспозицию, вдохновленную Китаем, Азией и поэзией Иосифа Бродского. Это настолько поразило нас своей силой и вовлечением, что мы поняли – проект стал гораздо больше, чем те проекты, которыми мы обычно занимаемся», – поделился Зернов.

Бизнес также может напрямую привлекать деятелей искусства к различным проектам, считает руководитель арт-комьюнити «ВКонтакте» Денис Фабрика. Для нативной рекламы приложения VK Знакомства команда запустила подкаст «Мы встретились неслучайно», посвященный встречам различных композиторов, которые привели к созданию музыкальных произведений.

Также для создания обложек к выпускам Фабрика привлек петербургских художников: Ульяну Полоз, Аню Ману, Настю Коп и других. Результаты коллаборации позволили выпустить второй сезон подкаста, а в будущем – планируется записать и третий, отметил он.

С другой стороны, искусство тоже может становиться инициатором коллабораций с крупными предприятиями. К примеру, в прошлом году Эрмитаж отметил 25-летнее сотрудничество с компанией Samsung. По словам начальника службы развития Государственного Эрмитажа Евгения Федорова, когда Samsung вышел на российский рынок, у него возникла потребность познакомить публику с новыми линейками. В результате музей предложил свою площадку, где компания могла показать различную мультимедийную продукцию.

«Изначально сотрудничество с Samsung не было связано с их продукцией. Но потом мы решили, что в Эрмитаж приходят 4 млн людей в год. С одной стороны, мы могли показать мультимедийную продукцию посетителям, а с другой – мы сами нуждались в технологическом партнерстве. Мы придумали программу, которая не только использует новые технические средства, но и создает новый контент. Когда ты видишь малейшие нюансы кракелюра – это значит, что экран показывает отличное изображение. В итоге это история про то, как PR влияет не только на имидж компании, но и на ее продажи», – отметил Федоров.

В коллаборации с бизнесом вступают не только крупные музеи, отметила исполнительный директор школы мозаики «Сад Гранат» Анастасия Моргунова. По ее словам, школа была создана 15 лет назад, когда подобных мастерских практически не было, однако сегодня сообщество школы составляет более 30 000 учеников. Как отмечает Моргунова, этого, в частности, удалось достичь благодаря сотрудничеству с другими организациями. Одним из примеров такой коллаборации станет фестиваль «Культурный код. Вечные ценности», который организует деловое издание «Ведомости Северо-Запад» и школа «Сад Гранат» совместно с онлайн-галереей молодых художников ARA, частным музеем зооморфной керамики «Лембики» и фондом «Морское наследие Кронштадта» им. С. О. Макарова.

«Наши ученики открывают свои школы в России, но мы также выходим на международный формат. Мы сотрудничаем с Академией мозаики в Равенне в Италии, турецкой школой мозаики, и сейчас разрабатываем новый исследовательский проект совместно с грузинской школой мозаики и ведущими художниками-мозаичистами как в Грузии, так и в России. В дальнейшем в коллаборации с бизнесом хочется провести большой фестиваль, который поможет с помощью искусства и языка символов донести те ценности, которые продвигает бизнес», – пояснила Моргунова.

По мнению генерального директора делового издания «Ведомости Северо-Запад» Александра Щелканова, сегодня СМИ должны сами выступать инициаторами различных коллабораций. К примеру, издание поддерживает «Мой бизнес Forum», который стартует в сентябре в «Лахта Холле». По словам Щелканова, такие коллаборации позволяют предприятиям из различных сфер рассказывать о своих наработках и достижениях, но при этом не разглашать публично конфиденциальную информацию.

«Современные издания должны выходить за рамки отражения истории и активнее вступать в различные коллаборации. Конечно, сегодня важно, чтобы любое сотрудничество приносило деньги, но для нашего издания это уже следствие. На старте важно, чтобы у вас с партнером были правильные идеи, которые совпадали между собой. Сегодня у нас век эмпатии, поэтому, если мы не чувствуем, что откликнется людям, то никакая коллаборация не поможет. А если есть идея, исполнители и визионеры, то на выходе получается хорошая история», – отмечает Щелканов.