Сергей Воронков: Если вы хотите запустить какой-то мегапроект, вы начинаете с события
Гендиректор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» о трендах ПМЭФ-2023Петербургский международный экономический форум в этом году собрал 17 000 участников из 130 стран и стал самым массовым за все три постпандемийных года. Генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков в интервью изданию «Ведомости. Санкт-Петербург» поделился своими впечатлениями о настроениях делегатов, особенностях деловой программы и планах по празднованию 10-летия «Экспофорума».
– Сегодня мы с вами общаемся на площадке ПМЭФ-2023. Форум второй год проходит в условиях сложной геополитической ситуации. Как вы лично оцениваете атмосферу и настроения участников в этом году?
– Я бы сказал не в сложных, а новых геополитических условиях. Мне кажется, что страна и бизнес уже перенастроились от слова «сложности» к слову «новизна». Это витает в воздухе и видно в глазах людей. Стоит отметить, что Петербургский международный экономический форум – это флагман всех мероприятий не только в России, но и в мире. Это ведущая площадка по уровню представительства и обсуждаемой тематике.
На сегодняшний день выставки и конгрессы являются уникальным пространством, где можно почувствовать настоящее и будущее. Поэтому, когда оптимисты и пессимисты спорят о том, что реально происходит, то я просто говорю – приходите на выставку и вы почувствуете заряженность на изменения. Конечно, имеются трудности, но градус оптимизма повышается. Это подтверждается разработками, консолидацией бизнеса, общества и власти.
Наблюдаются изменения в качестве стендов, перечне соглашений и количестве деловых зон для переговоров, которых с каждым годом становится больше. Кроме того, расширяется география представленных стран: Россия–Китай, Россия–Индия, Россия–Иран, Россия–Латинская Америка. То есть на сегодняшний день представлена иная география, поэтому мы в новых геополитических реалиях.
– Мы каждый год внимательно изучаем деловую программу форума на сайте «Росконгресса» и подсчитываем, какое количество ключевых слов встречается в программе, чтобы понять главную тему. В этом году главное слово – «суверенитет», оно встречается 105 раз. В официальной деловой программе прошлого года это были санкции и импортозамещение, а до этого – ковид и коронавирус. По вашим личным оценкам, как изменилась официальная деловая программа? К какому ракурсу склоняются темы сессий, круглых столов и пленарного заседания, которое состоится 16 июня?
– С позапрошлого года форум начал становиться все более практичным и деловым. Для этого есть объективные причины. Как я ранее говорил, это связано с количеством переговоров, деловых зон для них, а также тематикой сессий, которые носят практичный и прикладной характер.
Тот факт, что от темы импортозамещения мы пришли к понятию суверенитета – это абсолютно закономерный результат того, как зрело осмысление реальности и будущего не только у нас, но и у всего мира. Таким образом, формируются тренды и вызовы, обсуждаемые на форуме. Суверенитет – это возможность самостоятельно принимать решения, формулировать цели развития и способы их достижения. А в каком контексте будет импортозамещение, экспортная ориентированность, новое гражданское общество и социальная сплоченность – это уже наш выбор.
– Деловые конгрессы получают особое значение в изменяющемся мире: это возможность в одном месте в короткий срок встретиться и договориться с десятками потенциальных партнеров из разных концов мира. Какие задачи в этом ракурсе стоят перед ПМЭФ-2023 и в целом перед площадкой «Экспофорума»?
– Как правило, «Экспофорум» и конгрессно-выставочные комплексы в целом являются системообразующими предприятиями для региона, поскольку подобные площадки могут быть единственными в той или иной местности, за исключением Москвы и Московской области.
С одной стороны, конгрессно-выставочные площадки являются фабрикой производства контактов и общения в промышленных масштабах, которые могут обеспечить в короткий период пересборку экономики и общества. Отмечу, что Петербургский международный экономический форум, а также подобные мероприятия дают десятки и сотни тысяч контактов, которые перерастают в контракты. Общение перерастает в эмоции и впечатления десятков тысяч людей и компаний, которые изменяют реальность. Создается благоприятный эмоциональный фон, территория социального оптимизма и пространство доверия. Это как раз то, чего не хватает для того, чтобы осуществить рывок в будущее.
С другой стороны, конгрессно-выставочные площадки становятся новым институтом социализации, потому что важно пересобрать не только экономику и политику, но и общество. Нам нужно новое гражданское общество, новые социально сплоченные группы, новая нейросеть, но не виртуальная, а реальная – подкрепленная живым общением и контактами между людьми. Чтобы через шесть рукопожатий мы могли создавать любые проекты, формировать любые команды и достигать любых целей. Когда гражданское общество структурировано и понимает свои цели и направления, тогда все будет хорошо. Поэтому конгрессно-выставочные площадки на сегодняшний день – это уникальный институт социализации и гиперзвуковое оружие в когнитивной и информационно-коммуникационных сферах.
Других альтернатив нет, потому что если мы возьмем ключевые направления развития промышленности, сквозные технологии или же 200 тысяч позиций критического импорта, которые нужно возместить, то элементарный арифметический подсчет показывает, что для этого нужно заключить 5 контрактов на каждую позицию, а это 1 млн контрактов.
Для 1 млн контрактов нужно, чтобы состоялось минимум 5 встреч. Условно говоря – 5 млн контактов. В обычном режиме командировок и частных поездок это сделать невозможно. Такое количество контактов может обеспечить только проведение 2-3 тысяч мероприятий. Поэтому для того, чтобы были фабрики, обеспечивающие технологический суверенитет и импортозамещение, нужна фабрика по обеспечению контактов, контрактов, впечатлений, эмоций, социального и бизнес-оптимизма.
– Сегодня деловое сообщество все больше разворачивается на Восток. Азия для многих компаний уже заменила европейские рынки сбыта. А как этот «разворот» проявляется в конгрессно-выставочной деятельности?
– Я бы еще добавил разворот в сторону Африки, Латинской Америки, стран БРИКС, ШОС, которые представляют 2/3 мировой экономики на сегодняшний день. В этом смысле конгрессы и выставки являются локомотивами, точкой сборки компетенций и контактов.
Например, проактивная позиция России в Африке начиналась в том числе, а может, и в первую очередь с cаммита Россия–Африка в Сочи. Теперь эстафетная палочка передана в Санкт-Петербург, потому что после ПМЭФ в конце июля состоится саммит Россия–Африка, на который приедет большинство первых лиц этого континента. Вообще, это общий тренд в мировом развитии. Если вы хотите запустить какой-то мегапроект или процесс развития, то вы начинаете с события, на котором собираются инвесторы, бизнесмены и обсуждают новые смыслы.
Арабские Эмираты, запуская Vision 2030, начали с форума «Давос в пустыне». И так выстраиваются любые процессы. Поэтому мы, конечно же, находимся на передовой. Являемся разведгруппой и спецназом, который готовит полномасштабное наступление.
– В мае компания «ЭкспоФорум-Интернэшнл» и Китайский деловой центр открыли офис в Шанхае. Расскажите подробнее, чем он будет заниматься? Чего вы ждете от усиления связей с Китаем?
– Все что касается российско-китайского делового сотрудничества, то мы начали эту работу еще в 2014 году. Тогда были введены первые санкции, поэтому мы создали 2 центра сотрудничества с Китаем и Латинской Америкой.
В допандемийное время на нашей старой площадке в Ленэкспо несколько павильонов были заняты под деловой «Чайна-таун». Там был музей, рестораны, сувенирный магазин, выставка, китайский медицинский центр. Затем пандемия приостановила это на несколько лет.
Сейчас Китай опять открыт, и мы впервые за пять лет возили туда на майские праздники делегацию из 30 туристических компаний Санкт-Петербурга. Мы посетили Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь. Проводили нетворкинги и презентации, в которых участвовали сотни китайских компаний. Поэтому открытие офиса в Шанхае – это абсолютно закономерный результат предыдущих лет работы и открытия границ после пандемии.
Нужно, чтобы китайские и российские компании имели возможность обсуждать вопросы не только у нас, но и у себя в Шанхае. Причем этот офис открыт при поддержке китайского правительства в бизнес-центре, в котором присутствуют офисы большинства стран.
– Планируется ли открытие офиса в других странах, например, африканских?
– Я думаю, что с точки зрения геостратегических приоритетов, то, скорее всего, это Индия, Ближний Восток. То есть по порядку создания макроэкономических регионов в контексте истории сотрудничества. Впоследствии – это Африка и Латинская Америка, но все должно идти органично и естественным образом. Ведь мы занимаемся бизнесом и не функционируем за счет дотаций. Зарубежные офисы – это недешевое удовольствие, поэтому нужна уверенность в том, что инвестиции будут каким-то образом возвращаться.
– Пандемия уже отступила, но оставила серьезный след на деловой деятельности. Многие мероприятия перешли в онлайн и не собираются оттуда возвращаться. Насколько я знаю, вы тоже развиваете всевозможные онлайн-активности. Скажите, какое количество мероприятий проводится в онлайн, а какое в офлайн? На ваш взгляд, онлайн-формат продолжит такое же стремительное развитие? Или же участники предпочитают общаться «вживую»?
– Во-первых, бизнес соскучился по живым встречам и рукопожатиям. Во-вторых – развитие онлайн-активностей неизбежно. В-третьих, живые контакты – это то, вокруг чего развернется основная борьба в 21 веке. Отключится ли человек от живого общения из-за развития искусственного интеллекта и ограничений, которые действовали во время пандемии?
С одной стороны, эти факторы способствуют развитию электронной коммерции и уходу в Интернет. Это своего рода глобальное обнуление, при котором императивом является бесконтактная экономика.
С другой стороны, наша индустрия говорит о том, что живое общение – это необходимость, без которой человек перестает быть человеком. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы онлайн-формат стал вспомогательным, а не главным средством при общении.
Условно в нашем календаре 130 мероприятий проходит офлайн и 170 – в онлайн-формате. Их больше, но это связано с тем, что в рамках офлайн-мероприятий несколько активностей проходит в режиме онлайн. Например, мы с вами встретимся через год. Но для того чтобы не потерять связь, мы проведем несколько онлайн-встреч. Поэтому в данном случае необходимо создать сообщество, которое живет общими смыслами и поддерживает связь в течение всего года, а не только во время мероприятий.
Возможности виртуальной сферы должны быть использованы в гибридных – омниканальных мероприятиях. Это когда онлайн-активности сочетаются с офлайн. Наше с вами общение мгновенно транслируется в Интернет и оставляет свой цифровой след. Поэтому в данном случае нужна гармонизация. Искусственный интеллект должен быть на службе у человека, а не наоборот. Например, благодаря онлайн-трансляции в ПМЭФ примут участие не 15 тысяч, а сотни тысяч людей.
– В 2024 г. комплекс «Экспофорум» будет отмечать 10-летие. Чем отметите эту дату?
– Праздники нужно встречать трудовыми успехами, поэтому мы очень надеемся, что нам удастся вернуться к допандемийным показателям. И по количеству, и по качеству проводимых мероприятий. Это сверхцель и сверхвызов. Но несмотря на пандемию и новую обстановку, мы продолжаем расти и развиваться.