Владимир Уйба: «Север никогда не будет местом, куда люди будут ехать просто так»

Глава Коми – об оттоке населения и планах сделать столицу республики главным логистистическим хабом Арктики
Владимир Уйба /«Ведомости»

Республика Коми в этом году рассчитывает получить рекордный объем инвестиций – свыше 136 млрд руб. Экономика субъекта диверсифицируется и развивает новые направления, но пока властям не удается остановить миграционный отток населения и решить кадровые проблемы.

Глава региона Владимир Уйба в интервью деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» на площадке ПМЭФ-2024 рассказал, почему демографическая ситуация в республике остается напряженной, и на какие новые сферы экономики власти делают ставку.

– Проблема оттока населения остается одной из главных для северных регионов России. И Коми здесь не исключение. Если в 2010 г. в республике проживали свыше 900 000 человек, то в 2023 г. население составляло лишь чуть более 720 000 жителей. Есть ли шанс переломить ситуацию?

– Увы, прироста населения мы пока не фиксируем. Но давайте не будем никого обманывать: север никогда не был и не будет местом, куда люди будут ехать просто так и оставаться там жить. В советское время на север ехали за «длинным рублем». Масштабные стройки были магнитом, который привлекал молодежь. Но люди взрослеют, стареют, и север – не то место, где им хочется провести остаток жизни.

Конечно, перед нами стоит задача переломить ситуацию и сделать отток не столь масштабным. Если посмотреть динамику по годам, то можно увидеть, что мы уже это сделали. Если взять 2010 г. – в этот период был зафиксирован максимальный показатель уехавших из республики – более 12 000 человек. Для сравнения: в 2023 г. уехали всего 2000 человек. Конечно, если у людей будет выбор, остаться на севере или выбрать, например, Краснодарский край, они выберут юг.

– Для того, чтобы люди оставались, им нужно обеспечивать рабочие места, развивать экономику. Насколько это возможно в республике, которая полностью зависит от отрасли добычи энергоресурсов?

– На самом деле это не совсем так. Мы еще четыре года назад приняли программу диверсификации экономики. Да, исконно республика — это нефтегазовый и лесопромышленный регион. В части нефтегазовой сферы это традиционно была только добыча и транспортировка. Поэтому сегодня основная задача развития — это локализация производства нефтегазохимии.

Чтобы заниматься не только добычей, но и переработкой, мы предложили правительству РФ и инвесторам запустить новое перерабатывающее производство в сфере нефтегазохимии. В частности, речь идет о строительстве нового комбината в Воркуте с использованием магистрального газопровода «Газпрома» «Бованенково-Ухта». В марте зампредседателя правительства РФ Юрий Трутнев побывал в республике, и мы предложили реализовать такой проект по нефтегазопереработке и нефтегазохимии – производство полиэтилена, удобрений и др.

Инвестиции в этот проект предварительно оцениваются в $2 млрд. Да, это высокая сумма, но окупаемость такого проекта тоже достаточно высокая – порядка 5−7 лет. Республике это позволит создать от 2000 до 5000 новых рабочих мест. Для Воркуты это очень серьезные цифры. Для сравнения: на нашем градообразующем предприятии – «Воркутауголь» – сейчас как раз работают около 5000 человек.

– Сегодня многие арктические регионы запускают проекты по производству сжиженного природного газа. У Коми тоже есть такие планы?

– Да, мы уже разрабатываем вместе с «Газпром СПГ-технологии» новые мощности по СПГ. Соглашение с компанией подписали еще в прошлом году на ПМЭФ-2023 и в этом году уже идет проектирование двух заводов, каждый из которых будет производить в год по 3000 куб. м, то есть мы получим 6000 куб. м переработки газа в год.

– Другой драйвер развития региона – лесопромышленный комплекс. Он традиционно был ориентирован на экспорт. Но на фоне логистических проблем и санкций многие предприятия в сфере ЛПК потеряли до половины и больше объемов производства. Удалось ли вновь загрузить мощности?

– Если говорить о деревопереработке, исконно у нас было только самое низкомаржинальное производство – это распиловка леса на пиломатериалы, которые потом шли на экспорт. Понятно, что нас такая ситуация не устраивает. Мы за последние два года остановили падение производства. И сделали ставку на выпуск пеллет и топливных брикетов. По данным Госкомстата, за 2023 г. объем производства топливных пеллет и брикетов в регионе увеличился на 65% по сравнению с предыдущим годом и суммарно составил 134 600 т.

Кроме этого мы внесли предложение и получили поддержку от президента РФ Владимира Путина по переводу наших котельных с мазута и угля на биотопливо. Нам выделены колоссально большие деньги – 1,8 млрд руб. В этом году мы должны перевести на биотопливо собственного производства (пеллет и брикетов) 50 котельных. Это позволит полностью загрузить мощности, которые были ориентированы на экспорт

Второе направление, которое набирает рост в лесопереработке, — это производство домокомплектов из дерева. Это сегодня как раз тот высокомаржинальный продукт, который максимально востребован, в том числе и для восстановления новых территорий России. В Коми этим занимаются две компании – «Промтехинвест» и «Лузалес». Но спрос на домокомплекты превышает предложение в разы. Мы сегодня готовы выдавать на рынок уже до 800 домокомплектов в год, и на этом не останавливаемся.

– В этом году вы прогнозировали рекордный объем инвестиций в экономику – 134 млрд руб. Он не изменился?

– Мы его уже повысили. По итогам 2024 г. наш прогноз уже 136 млрд руб. Мы на 5% превысим планку 2023 г.

– Развитие экономики невозможно без развития логистики. Аэропорт в Воркуте требует реконструкции и существенных вложений. О каких суммах идет речь, и откуда будут привлекаться средства?

– В 2021 г. президент дал поручение перевести аэропорт в Воркуте из региональной в федеральную собственность. Сегодня это пока все еще республиканская собственность. Но уже есть подтверждение на всех уровнях, что в 2025 г. аэропорт будет передан в федеральную собственность. Чтобы провести реконструкцию взлетно-посадочной полосы, требуется порядка 8 млрд руб. из федерального бюджета.

Это большая сумма. Но мы просчитали, что она очень быстро окупится, если Воркута станет основным хабом для Северного завоза, в том числе в рамках развития Северного морского пути. Сегодня завоз идет через Красноярск и небольшие населенные пункты региона. Но Воркута с этой точки зрения имеет более выгодную логистику. Мы посчитали, какая будет экономия, если сделать хаб в Воркуте – Северный завоз станет ровно в два раза дешевле. А значит, инвестиции окупаемые. Мы донесли правительству страны эти расчеты и ждем, что нас поддержат.

– Новый аэропорт нужен еще и для развития туризма. Какой турпоток вы ждете в этом году?

– Турпоток у нас тоже растет. В прошлому году было 300 000 человек, а в этом году мы уже превышаем показатель на 7%. Поэтому, я думаю, к концу года рост может быть и 10%, и более. В I квартале в республику приехали 75 000 туристов. Для нас это окно возможностей, поскольку люди хотят познавать новые регионы, открывать что-то новое в своей стране. Да, республика, конечно, не может дать того, что дает Петербург. Но она дает то, чего Петербург дать не может. В первую очередь это уникальная природа. Девственные леса, северное сияние, Уральские горы, Маньпупунер. И поэтому мы ждем дальнейшего роста. Даже по туроператорам идет рост: у нас в 2022 г. работали шесть туроператоров, сегодня их 12, и до конца года появятся еще два.

– Рост турпотока невозможен без развития инфраструктуры. Какие новые туробъекты планируется построить в ближайшее время?

– Мы достаточно активно привлекаем инвестиции в туристическую инфраструктуру. Мы на протяжении последних двух лет вкладывали собственные деньги из бюджета региона в размере примерно 30 млн руб. в год. Но в этом году получили первые 30 млн руб. в рамках федеральной поддержки по туристическому нацпроекту. Эти средства пойдут на создание некапитальных кемпингов. Сегодня такой туризм является для людей очень привлекательным. Они устали от больших отелей, а небольшие, уютные, практически семейные загородные отели людей привлекают.

– В самой Воркуте тоже не хватает гостиниц. Планируется что-то построить?

– Да. Два года назад сменился собственник нашего градообразующего предприятия «Воркутауголь», вместо «Северстали» им стала компании «Русская энергия» (входит в холдинг AEON, который занимается крупными инфраструктурными проектами). Компания разработала мастер-план, в котором предусмотрено развитие города до 2050 г. В нем есть и привлечение инвестиций в создание отелей, потому что одно из направлений развития мастер-плана – это как раз турбизнес. Воркута в этом смысле абсолютно недоосвоена, она очень интересна для туристов. В мастер-плане прописан целый блок по привлечению туристов и по созданию новой системы отелей.

Также в документе есть еще один знаковый объект – центр семейного отдыха.  Еще одно интересное направление – использование расселенных поселков вокруг Воркуты для создания полигонов для тренировок по тактической стрельбе. Это целое направление, пока таких проектов в России мы не видели и уверены, что они дадут новый толчок для развития внутреннего туризма.