Петербуржцы стали реже покупать водку и чаще — шампанское

Продажи крепкого алкоголя в Северной столице снижаются быстрее, чем в целом по стране
Аналитики также отмечают повсеместное сокращение продаж винодельческой продукции /PIXABAY

С января по ноябрь 2021 г. в Петербурге было продано (без учета HoReCa) 2231 тыс. дал водки, это на 6,1% меньше, чем за аналогичный период 2020 г., сообщили «Ведомостям» в «Клубе профессионалов алкогольного рынка». В соседней Ленинградской области продажи этого напитка сократились на 4,3%. В то же время в целом по России продажи водки за этот период упали лишь на 1%.

Потребление водки в стране и в регионе сокращается уже 10 лет подряд, говорит генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. Это связанно со сменой поколений, такой вид спиртного всегда предпочитали люди, родившиеся в СССР. Их число сокращается по естественным причинам, поясняет эксперт. Молодые люди больше склонны выбирать слабоалкогольные напитков и прежде всего пиво.

«Что касается Петербурга, то тут сказалось значительное уменьшение туристического потока в пандемию. Если в 2019 г. он только по официальным данным составил 10,3 млн человек, то в 2020 просел до 2,9 млн. В текущем году он удвоился, но не дотянул до допандеминых показателей. Это и стало одной из главных причин уменьшения продаж винодельческой продукции и крепкого алкоголя», – считает Черниговский.

Сколько алкоголя продали в Петербурге в 2021 г.

С января по ноябрь 2021 г. в Петербурге было продано (без учета HoReCa) 9 376   тыс. декалитров алкогольной продукции, за исключением пива, сидра и медовухи. Это на 2% меньше, чем за аналогичный период 2020 г. – первого года пандемии, когда в городе было реализовано 9478 тыс. дал спиртного. Однако результат все же превосходит первые 11 месяцев 2019 г. на 1%. Такие данные «Ведомостям» предоставили в «Клубе профессионалов алкогольного рынка».

Он прогнозирует, что продажи крепкого алкоголя легального производства будут сокращаться и в этом году из-за падения реальной покупательской способности населения. По мнению Черниговского, розничные цены на водку в течение 2022 г. могут вырасти на 10%. Он уверен, что россияне все больше будут отдавать предпочтение дешевому контрафакту, а также самогону, аппараты для изготовления которого набирают популярность.

Врач психиатр-нарколог клиники «Лазарет» Евгений Рысин связывает снижение популярности водки в Петербурге с сокращением уровня алкоголизма в городе в последние годы. «У многих есть устойчивые ассоциации с песней Шнурова «В Питере — пить!». Но на самом деле, если отъехать от города на 100 км, то мы сразу поймем, что там ситуация намного хуже», – говорит он. По данным «Клуба профессионалов алкогольного рынка», в 2021 г. на долю водки в Петербурге пришлось 23,3% продаж всего алкоголя, в то время как в Ленинградской области – 33,1% , а в целом по стране — 34%

Аналитики также отмечают повсеместное сокращение продаж винодельческой продукции. В целом в России этого вида напитков стали покупать на 7% меньше, в Петербурге — на 4%, а в Ленобласти — на 6,9%. Главная причина — сокращение производства отечественных вин в 2021 г. на на 15% по сравнению с 2020 г. и на 29% —  с 2019 г.

Производство упало из-за повышения акцизов на винодельческую продукцию и вступления в силу закона «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» летом 2020 г., который ужесточил требования к производителям вин, говорит Черниговский. Магазины компенсировали разницу за счет импорта, но этого не хватило для восстановления объема продаж, подчеркивает эксперт. В этом году он прогнозирует рост производства, но вместе с ним и увеличение цен на вино на 15%.

Вместе со снижением продаж вина и водки аналитики фиксируют рост спроса на шампанское и  игристые вина. В Петербурге их продажи выросли на 12% (до 882 тыс. дал), в Ленобласти – на 9,5% (до 272,5 тыс. дал), в России – на 8,5% (до 13 773 тыс. дал). Повышение продаж также зафиксировано в категории слабоалкогольных напитков: на 14% в Петербурге, на 17% в Ленобласти и на 41% в стране.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз полагает, что ситуация адаптировалась к условиям пандемии и кризиса и пришла к стабильности. В ней рынок будет прибывать неограниченно долго — до тех пор, пока обстановка с коронавирусом не изменится. Следующий год не будет значительно отличаться от предыдущего, полагает эксперт.

«Никакого существенного роста или падения ожидать не стоит. При этом может не глобально сократиться объем производства и продаж продукции для среднего класса – винодельческой, игристого вина и крепкого премиального алкоголя, примерно на 5%», – говорит Дробиз, добавляя, что ощутимые изменения могут произойти лишь при открытии границ с Европой. Но этого едва ли стоит ждать в течение текущего года.

Президент одной из крупнейших российских компаний по производству, импорту и дистрибуции алкоголя Ladoga (зарегистрирована в Петербурге) Вениамин Грабар тоже полагает, что главным фактором, влияющим на продажи, остается пандемия и ограничения, которые она накладывает на отрасли. Например, на ресторанную, для которой 2021 г. оказался менее стрессовым, чем 2020 г. Но пока продажи алкоголя в этой сфере все еще далеки от  допандемийного уровня. «В ситуации локдаунов потребитель вынужден переметнуть свой взор на ритейл. Такое перераспределение спроса несколько нивелировало падение продаж в HoReCa и все-таки по ряду категорий не компенсировало полностью», – считает Грабар.