Алексей Крюков: «Наша цель – зеленый Петербург»
Президент Группы компаний «ЯДРО» о ландшафтном дизайне, реалиях экологической повестки и новом качестве городской средыСовременные жилые комплексы разительно отличаются от застройки двадцатилетней давности, и не в последнюю очередь благодаря их будущим жителям. Покупая недвижимость, мы все чаще обращаем внимание на внутреннее качество жилья, внешний вид дома, общую инфраструктуру и окружающий ландшафт. Нам больше не все равно, как выглядит двор, какого качества газон и сколько вокруг деревьев. Такое неравнодушие жителей дает хороший толчок индустрии ландшафтного дизайна: сегодня озеленители подключаются к девелоперским проектам уже на стадии их разработки. Цифры говорят сами за себя. Например, петербургская Группа компаний «ЯДРО», специализирующаяся на ландшафтном дизайне и производстве растений, в прошлом году реализовала в Санкт-Петербурге более 56 проектов. Это в общей сложности 100 га зеленых насаждений. Спрос на такие услуги только растет. Подробнее о тенденциях ландшафтного дизайна, особенностях зеленой сферы, растениях, используемых в городе, и геопластике пространства в интервью «Ведомостям» рассказал президент ГК «Ядро» Алексей Крюков.
– Расскажите, какие основные тенденции и направления развития ландшафтного дизайна сегодня существуют в городской среде.
– Что касается общих тенденций, то популярность скандинавского стиля постепенно сходит на нет, мы же для себя ставим задачу искать вдохновение внутри нашей страны, среди своих безграничных прекрасных ландшафтов. Будем создавать новый тренд, и у нас в России для этого есть все условия: плато Путорана, Северные Увалы, Северный и Южный Урал – список можно продолжать бесконечно.
Если говорить о Петербурге, то здесь нужно отталкиваться от потребностей его жителей, а всем нам, конечно, не хватает света и цвета. Да, мы любим нашу родную палитру серых оттенков, но как же хочется больше солнца и зелени даже в холодное время года. Поэтому основное направление – это грамотное проектирование пространства и его геопластики, реализация круглогодичной ландшафтной подсветки и максимальное использование неприхотливых в эксплуатации вечнозеленых хвойных растений – сосен и елей различных размеров и сортов. Примером грамотного светового решения в городе может служить оформление набережной реки Карповки, жилой комплекс Magnifika на Охте, ЖК Skandi Klubb, ЖК «Ренессанс».
– Что бы вы сказали о необходимости введения стандарта благоустройства городских кварталов?
– Думаю, на сегодняшний день это достаточно сложно реализовать. Очень важно после высадки растений правильно за ними ухаживать, что, к сожалению, не всегда возможно сделать без участия профессиональных садовников. А ведь часто конечный продукт ландшафтного дизайна предстает во всей красе лишь через несколько лет. Именно поэтому главный тренд в городском озеленении сегодня – это использование неприхотливых растений, которые после высадки можно будет максимально удобно и просто эксплуатировать.
– Какие растения подходят для этих целей?
– Неприхотливых растений, требующих минимального ухода и при этом создающих максимально декоративное зеленое пространство, достаточно много. Начнем с деревьев: это ели обыкновенные, сосны обыкновенные и горные разных сортов и различные сорта стелющихся можжевельников.
Из кустарников – кизильник, который прекрасно стрижется и формируется в различные конфигурации, особенно при посадке крупными массивами, различные сорта спиреи японской, спирея серая «Грефшейм» и, конечно, гортензии метельчатые и древовидные также в групповой посадке. Например, метельчатые гортензии не нуждаются в серьезной формировке, но при этом, если правильно подрезать кусты весной, они будут цвести начиная с июля по осенние заморозки. В Петербурге нами реализовано множество таких цветущих массивов: очень красиво выглядит обрамленный гортензиями ресторан IL Lago на Крестовском острове, двор ЖК «Риверсайд», утопающий в цветах, а также можно выделить парк аттракционов «Диво-остров».
Что касается общественных пространств, то в таких проектах сейчас популярна береза повислая, причем она может быть разной формы и хорошо смотреться как в одиночной посадке, так и в так называемой букетной. Различные декоративные яблони, черемуха обыкновенная сорта «Колората» – совершенно потрясающее по красоте растение, груша уссурийская и рябина сорта «Додонг» с великолепным резным листом. Вариантов очень много, и это прекрасно.
Но бывают и нестандартные решения. Несколько лет назад по требованию заказчика на Матисовом канале высадили вишню мелкопильчатую (сакуру) сорта «Канзан», и уже много лет она пышно цветет и прекрасно зимует. Следующим этапом стала посадка аллеи из цветущих яблонь. А ведь там очень ветрено, и без грамотного ухода и укрытия растения бы погибли. Вообще, опыт показывает, что при правильном уходе и подходе возможно практически все.
– Растения, которые используются при работе, российского происхождения или иностранной селекции?
– Практически все растения, которые мы сегодня используем в проектах, российского производства. Рынок посадочного материала растет качественно и количественно, и производители уже сегодня выращивают растения, ничем не отличающиеся от лучших европейских образцов. Значительно расширилось и сортовое разнообразие – не в последнюю очередь благодаря опыту, который мы переняли у иностранных коллег. Думаю, лет через пять мы полностью импортозаместим зеленую отрасль.
Кроме того, у нас в России есть очень хороший внутренний продукт еще со времен советской селекции – чубушник, прекрасные сирени Колесникова, которые в свое время легли в основу многих европейских сортов. Но, на мой взгляд, сегодня этого недостаточно, нужна серьезная научная работа как по введению новых сортов, так и по восстановлению старых экземпляров.
– Как меняется набор растений от проекта к проекту? Или основные изменения в основном касаются только дизайна пространства?
– Каждый проект – это отдельная живая история со своими особенностями. Композиционно ландшафт должен быть в правильном соотношении с архитектурой. Поэтому, приступая к работе, нужно смотреть на общую идеологию жилого комплекса, цвета фасада здания, на рельеф местности и ее климатические условия. Также важна грамотная аналитика возможностей пространства со стороны проектировщиков и дендрологов. Безусловно, есть какой-то базовый набор растений, но, как я уже говорил, вариантов очень много. Что касается премиум-сегмента – здесь в основном идет посадка крупномерных растений, в отличие от небольших экземпляров для бюджетных жилых комплексов.
– Сколько примерно растений нужно, чтобы озеленить один жилой комплекс?
– Все зависит от размера озеленяемой площади и ландшафтной концепции. Это может быть двор, где используются от 5000 до 10 000 растений, среди которых основной массой являются кустарники. Чтобы проще было представить, переведу все в цифры: 300 метров живой изгороди шагом пять штук на один метр – это примерно 1500 кустарников. При этом в жилом комплексе может быть от 30 до 70 деревьев.
– Существует индекс качества городской среды, который зависит от критериев, являющихся необходимыми для удобной жизни горожан. Насколько большую роль играет в нем озеленение?
– Важно понимать, что мы сегодня с вами сами создаем городскую среду и воспитываем специалистов, которые реализовывают городские проекты. Если благодаря правильному обучению и определенной насмотренности российские архитекторы и дизайнеры будут создавать безбарьерную среду, планировать велодорожки, делать удобный доступ к объектам для жителей с малой мобильностью, то и индекс будет только расти. Когда же весь бизнес и социум поймут, что человек есть центр нашей внутренней вселенной, качество жизни начнет повышаться. И это должно быть не просто громким лозунгом. Благополучие исходит из ядра компании, если ее сотрудники сами искренне верят в то, что в итоге они несут во внешний мир. Сегодня у современных бизнесменов есть множество инструментов для успешной реализации таких целей.
– Вы затронули вопрос экологической повестки. Давайте откровенно – это во многом маркетинговая история: мебельный шпон может быть действительно эко, но вот используемый при его изготовлении клей – нет. И таких примеров достаточно много. Возможно ли чистое производство в ландшафтной отрасли?
– Да, это реально. Есть ряд удобрений, которые производятся с использованием натуральных веществ и не оказывают никакого негативного влияния на окружающую среду: например, галичский сапропель. Можно не обрабатывать растения препаратами, которые оказывают пагубное влияние на окружающую среду и грунтовые воды, а использовать химикаты только локального действия, безвредного для грунта и воды. Конечно, будем честны, дождь не смоет тлю, и необходимо использовать специальные составы, но вполне возможно свести все это к минимуму.
– Какие у вас планы по развитию компании и в целом зеленого бизнеса?
– Пожалуй, наша главная цель – это зеленый Петербург и зеленая Россия. Мы планируем высадить миллионы деревьев. Чтобы в итоге создать ту среду, в которой наши дети смогут жить и расти физически и психически здоровыми. Счастливыми людьми с правильными понятиями и с уважением к природе, истории, традициям и к своей стране.
К сожалению, мы уже привыкли мерить все сегодняшним днем и не думать о том, что будет завтра, а ведь это в корне неправильно. Сейчас мы работаем над масштабным экологическим проектом в Костромской области, который будет реализован на более чем 250 га земли, и совсем скоро мы представим его широкой публике. Если через 50 лет тот механизм, который мы сегодня запускаем, даст свои плоды, я буду считать свою миссию – построить зеленое будущее – выполненной.
«Как потратить. Санкт-Петербург» № 65, июнь-июль 2023 г.