Миром правят эмоции: в Петербурге развивается тренд на коллаборации бизнеса и искусства

«Ведомости. Санкт-Петербург» попытались выяснить, кому это нужно больше
Эмоциональный капитализм – главный тренд, который руководит и рынком искусства, и бизнесом /«Сад Гранат»

Взаимодействие искусства и бизнеса – естественный симбиоз. Искусство сегодня, как и много лет назад, не может автономно существовать без поддержки бизнес-сообщества, меценатов и благотворителей. Впрочем, в постпандемийную эпоху потрясений, импортозамещения и плавного перехода от глобализации к локализации бизнес как никогда нуждается в серьезном креативном импульсе, который может дать привлечение художественных и ремесленных проектов. К такому выводу пришли участники первой встречи «PR-клуба», организованного деловым изданием «Ведомости. Санкт-Петербург». «Public-talk: кооперация бизнеса и искусства» прошел в неформальной и творческой обстановке на территории одной из крупнейших мозаичных студий России – «Сад Гранат».

Новая реальность

Эмоциональный капитализм – главный тренд, который руководит сегодня не только рынком искусства и дизайна, но и является одной из важных составляющих бизнеса. Эмоции и впечатления – основные триггеры современного рынка, с которым работают художники, дизайнеры и все деятели искусства в целом. «Мы живем сейчас в эпоху переживаний, когда у нас все потребление связано с эмоциональным впечатлением. Все, что продается сегодня, – это эмоции. В этом смысле искусство сейчас – абсолютный капитал потому, что здесь мы получаем необходимые ощущения не только от потребления, но и от создания», – объясняет доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Ксения Бандорина.

Все более широкое использование искусственного интеллекта дает толчок для развития и популяризации декоративно-прикладного искусства в целом. Влияние эстетики метавселенной и цифрового искусства растет с каждым днем. Сегодня практически все, что создается в  цифровом пространстве, имеет право на жизнь и в предметном мире. Яркий пример такого проникновения – знаменитое кресло Гортензия (Hortensia) аргентинского дизайнера Андреса Райзингера. 3D-рендеринг мгновенно стал вирусным в социальных сетях. На фоне огромного интереса и волны заказов проект не только в итоге был реализован, но и запущен в серийное производство. Наглядно иллюстрирует эту тенденцию и нейросеть для генерации изображений от Сбербанка Kandinsky 2.1, которая стала самым быстрорастущим сервисом в мире, достигнув 1 млн уникальных пользователей всего за 4 дня. Любой человек здесь может сгенерировать изображение на основе текстового запроса и использовать свое уникальное произведение искусства, например, в оформлении интерьера, дизайне одежды и аксессуаров.

Сила в традициях

Еще один важный тренд современного мира – тактильное мироощущение через традиции и возвращение к культурным истокам. Именно сохранение художественного наследия и бережное отношение к многолетней истории помогает одному из старейших предприятий Петербурга – Императорскому фарфоровому заводу выделяться на фоне других компаний и быть примером успешного баланса искусства и его монетизации. «С одной стороны, де-юре мы – крупное промышленное предприятие. С другой, Императорский фарфоровый завод – это действительно высокое искусство, которое в силу своего масштаба не всегда может получить содействие от государства. Сегодня мы активно развиваемся и ищем новые рынки и пути продвижения. Из последнего – активное внедрение фарфора для ежедневного использования, популяризация бренда через выставки и лимитированные художественные проекты», – рассказала пресс-секретарь компании Дарья Илларионова.

Но пример Императорского фарфорового завода – скорее, исключение, чем правило. Зачастую ремесла, прикладное искусство и народные промыслы не могут самостоятельно выйти на широкий уровень и получить какую-то монетизацию. Но на это уже обратило внимание и государство. Например, национальный проект по развитию малого и среднего предпринимательства, который стартовал еще в 2019 г., сейчас поддерживает и эти направления. Сейчас в Петербурге действуют пять организаций, которые занимаются поддержкой начинающих предпринимателей, в том числе творческой специализации. По словам директора Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Валерия Береснева (Центр «Мой бизнес»), в городе около 380 000 субъектов малого и среднего бизнеса. Из них 120 000 – организации художественной направленности, то есть каждая третья компания сегодня так или иначе связана с творчеством и искусством. «Главная задача государства – генерация спроса и продвижение креативной отрасли в целом», – отметил Береснев.

Бизнес в поиске

Не секрет, что многие глобальные культурные проекты сегодня создаются благодаря синергии предпринимательства и творчества. В то же время искусство благодаря интуиции и хаотичному потоку творческих идей способно помочь бизнесу в создании действительно прорывных и передовых идей. Большинство спикеров согласны с тем, что искусство в рамках современного рынка и высокой конкуренции в отраслях является имиджевым дифференциатором, которое благодаря эмоциональному предложению сегодня дает дополнительный бонус бизнесу.

Но одна из самых существенных проблем во взаимодействии бизнеса и искусства – это отсутствие инициативы у творческих проектов. «Сегодня искусство – социальная валюта, с которой активно работают трендсеттеры и маркетологи, – объясняет директор по маркетингу и PR Fresa’s restaurant group Екатерина Дячук. – Мы постоянно находимся в поиске креативных идей, тратим много времени на подбор интересных проектов для сотрудничества. Но практически никогда, к сожалению, к нам не обращаются художники и ремесленники самостоятельно».

Тем не менее за подобными коллаборациями будущее, уверена исполнительный директор студии мозаики «Сад Гранат» Анастасия Моргунова: «Сегодня как никогда важно объединяться и с помощью совместных проектов доносить до людей свои ценности и идеи, чтобы менять мир к лучшему. Именно благодаря большому замыслу, концепции и выбранной миссии проекты в итоге становятся успешными».

Например, в планах студии – организация и проведение всероссийского фестиваля мозаики в Санкт-Петербурге весной следующего года. Моргунова уверена, что такой амбициозный проект наверняка найдет отклик и работающего в городе бизнеса.