Северная столица нацелилась на локальные марки одежды

Местные дизайнеры благодаря ограниченным тиражам и неограниченной фантазии предлагают уникальные вещи
В Санкт-Петербурге развиваются бренды, которые занимают нишу между массовым и люксовым сегментами /Фото из коллекций брендов: ELENA BADMAEVA, LENA LITVINOVA, IANIS CHAMALIDY

Массовый уход иностранных брендов из России изменил fashion-рынок дизайнерской одежды. Это открыло новые возможности для российских брендов во всех направлениях, говорит основатель и владелец магазинов российских дизайнеров Freedom Store Дмитрий Тимуршин.

«После изменения на fashion-рынке России прошло больше года, и мы видим, что он успешно подстроился под новые реалии. В нишу массового сегмента успешно зашли российские компании, которые заняли лучшие площади ушедших марок в торговых комплексах. В сегменте локальных марок появилось много новых перспективных имен и названий. Это компании, которые через несколько лет разовьются либо до массового, либо до люксового сегмента. Примерно такой же «цикл роста» мы уже наблюдали в 2014 г., когда многие бренды выросли из локальных до крупных игроков fashion-индустрии», – отмечает эксперт.

Сегодня в Санкт-Петербурге развиваются бренды, которые занимают нишу между массовым и люксовым сегментами. Это локальные марки, которые применяют более качественные материалы, имеют лучшую посадку по фигуре, чем массовые бренды, в то же время они предлагают значительно более выгодное сочетание цены и качества, чем люксовый сегмент. За счет ограниченных тиражей и неограниченной фантазии дизайнеров у локальных марок можно купить уникальные вещи, выделяющиеся на фоне коммерческих коллекций массовых брендов, говорит Тимуршин.

Но у многих петербургских дизайнеров пока нет опыта и ресурсов, чтобы выстроить бизнес-процессы для работы с ретейлерами и открыть собственные магазины. Рынку в целом не хватает доступных финансовых продуктов для развития, ориентированных на fashion-индустрию.

«Остаются сложности с материалами – тканями и фурнитурой, с подбором персонала для собственного производства, а также с поиском фабрик, на которых дизайнеры могут заказывать пошив своей одежды в Санкт-Петербурге, – добавляет эксперт. – Чтобы выдерживать нарастающую конкуренцию, молодым модельерам необходимо развивать несколько совершенно разных каналов продаж: маркетплейсы, мультибрендовые магазины, собственные торговые точки и соцсети. Многим начинающим петербургским маркам пока не хватает практических знаний в построении бизнеса и маркетинга. Налицо и разрозненность участников рынка: как дизайнеров между собой, так и модельеров и ретейлеров, производителей и т. д.».

По оценке эксперта, экспонента роста российской fashion-индустрии будет продолжаться еще несколько лет. У модельеров Санкт-Петербурга есть все шансы полноценно заявить о себе, объединиться в сообщества и ассоциации, масштабировать бизнес и побороться за общую долю на fashion-рынке России. Чтобы не упустить момент, полноценно воспользоваться ситуацией, в процесс развития российского fashion-сегмента должны включиться как сами участники рынка, так и власти, полагает Тимуршин. Объединение игроков рынка (дизайнеров, представителей торговых центров, маркетплейсов) и создание устойчивого сообщества при поддержке государства и финансовых институтов даст положительный результат для всех. «Успех во многом будет зависеть от того, насколько все участники модной индустрии будут готовы скоординироваться, чтобы развить нишу легкой промышленности во благо общей цели и развития рынка Санкт-Петербурга в серьезной конкурентной среде», – заключил он.

Журнал «Как потратить» (приложение к деловому изданию «Ведомости Северо-Запад») запустил специальный проект в поддержку петербургских дизайнеров одежды. В каждом номере журнал рассказывает о местных модельерах и новых брендах одежды и аксессуаров, основанных в Северной столице. Проект открывает для читателей имена начинающих дизайнеров, которые уже выпустили свои первые коллекции, но еще не получили широкую известность среди покупателей. Также он рассказывает о тех модельерах, которые уже прославили Санкт-Петербург своими заслугами и отметились на российском и международном рынках моды.

Янис Чамалиди, глава и основатель бренда IANIS CHAMALIDY

Янис Чамалиди – русский модельер и дизайнер греческого происхождения, выходец из Санкт-Петербурга. Он учился в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени В. И. Мухиной и свою первую коллекцию представил на суд публики в 17 лет. Первыми молодого художника оценили журнал Vogue и модная легенда Изабелла Блоу, которая обладала удивительным даром распознавать таланты. Янис восемь лет проработал в модном доме Yves Saint Laurent и стал проводником парижского мира моды уже в России. В 1997 г. он открыл в России собственный модный дом, назвав его Ianis Chamalidy, и уже в 1999 г. завоевал звание «Дизайнер года». Во второй раз эта награда досталась модельеру в 2004 г. Коллекции модельера были представлены в шоурумах и на подиумах Москвы, Парижа, Милана и Токио. Сегодня три монобрендовых бутика дизайнера расположены в историческом сердце Санкт-Петербурга, объединяя собственную историю с традициями города. Купить его одежду также можно в магазинах в 20 городах России.

Среди самых ярких работ дизайнера – сценические образы Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина на Олимпиаде-2002. В его портфолио также работа с театральными проектами Мариинского театра и Театра Якобсона. Многолетнее сотрудничество связывает модельера c Государственным Эрмитажем и Русским музеем. Расшитые вручную платья модельного дома Ianis Chamalidy вошли в коллекцию Государственного Эрмитажа и хранятся в отделе современного костюма XX–XXI вв.

Как отмечает сам модельер, его одежда является выражением индивидуальности человека и отличается от традиционной моды необычными формами, материалами и деталями. Философия бренда – свобода от диктата моды.

Стоит отметить, что бренд создает все свои коллекции, следуя концепции разумного потребления. Исследуя образ жизни современного человека, модельер разработал и создал новую концепцию умной, многозадачной, комфортной одежды – multyway concept. Она позволяет изменять форму, объем, пропорцию в рамках одной модели.

Елена Бадмаева, основатель бренда ELENA BADMAEVA

Елена Бадмаева – мэтр петербургской моды. Она проходила обучение в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, где и поняла, что дизайн и мода – ее призвание. В 1996 г. она основала свой именной модный бренд. С 1997 по 2005 гг. занимала пост главного дизайнера в Модном доме Мертенса под патронажем компании Ede and ravenckroft и лично принца Майкла Кентского.

Почерк дизайнера сформировался под влиянием трендов мировой моды, но всегда был продиктован искренней любовью к родному городу. Санкт-Петербург всегда был и остается для дизайнера бесконечным источником вдохновения. Соединение прогрессивных технологий, страсть к экспериментам и уважение классических традиций – фирменный стиль автора. Благодаря ему были реализованы такие инновационные проекты, как «Рамбов 300» (один из первых модных проектов в России в технике 3D-mapping), «Пиковая дама» и другие, которые продвигали бренд Санкт-Петербурга на мировой и российской модной сцене. 

На счету творческих удач Елены Бадмаевой – реализованный при поддержке правительства Санкт-Петербурга проект «Реставрация», под брендом которого выпускаются шелковые платки, мужские галстуки, фарфор и другие аксессуары, посвященные историческому и культурному наследию Санкт-Петербурга. В основе дизайна – узоры дворцовых паркетов, гравюры с видами Петербурга, старинные карты с витиеватыми картушами, рукописи русских писателей о любви. В портфолио модельера – коллекции прет-а-порте де люкс, которые демонстрируются на мировых подмостках, а также костюмы для театра и кино, создание фирменного стиля и корпоративной одежды для Петербургского международного экономического форума и аэропорта «Пулково». Главный посыл коллекций мастера – одежда как искусство. Одежда, которая несет в себе историю.

В ближайших планах дизайнера – развитие креативной индустрии Санкт-Петербурга. Весной-2024 Елена и ее команда планируют открыть реконструированный шоурум с новой концепцией. Но в чем будет его изюминка – мэтр пока не рассказывает.  

Лена Литвинова, дизайнер концептуального бренда LENA LITVINOVA

Петербургский дизайнер Лена Литвинова основала свой именной концептуальный бренд в 2013 г. Она работает в направлении интеллектуальной моды и использует для своих образов архитектурные приемы, графику, футуризм, эксперименты с формами и объемами, многослойность. Среди основных техник – пэчворк и апсайклинг, кутюр и созданные вручную фактуры, росписи тканей красками. Работы дизайнера публикуются в журналах по всему миру: во Франции, Америке, Канаде, Англии. Она является победителем нескольких международных конкурсов, в том числе международного конкурса молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла», учрежденного Санкт-Петербургским государственным университетом промышленных технологий и дизайна.

Основная линейка бренда – женская одежда. Но как дополнение к коллекциям идет и мужская одежда, а также линейка детской одежды в индивидуальных заказах. Для своих коллекций бренд использует качественные натуральные хлопковые, смесовые, вискозные, пальтовые, плательные и сорочечные ткани, экокожу, экомех, винил, сетки, шифоны и вуали.

Сейчас Лена Литвинова плотно занимается обустройством мастерской в Санкт-Петербурге и отмечает, что это непростая задача. Ее главная цель на ближайший год – масштабирование бренда и выход новой коллекции.

Кирилл Овчинников, основатель бренда KIRILL OVCHINNIKOV

Кирилл Овчинников – петербургский художник, первым объединивший высокое изобразительное искусство и дизайн. Он окончил ЛВХПУ имени В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица). Имея опыт в графике и дизайне, сначала художник занимался оформлением книг, открыл собственное рекламное агентство. Но все это время писал картины, которые показывал только друзьям. В какой-то момент Кирилл Овчинников закрыл рекламный бизнес и полностью сосредоточился только на своей творческой работе. Он начал разрабатывать собственные коллекции, которые стали основой как для дизайна одежды, так и для предметов интерьера: фарфора, тканей и т. д.

Мировую известность Овчинников получил благодаря необыкновенным шелковым платкам и тканям. Коллекции художника были представлены в Русском музее, Музее Карла Фаберже, Морском музее Монако, Национальном музее Омана и на многочисленных выставках в России и за рубежом. Сейчас в коллекцию бренда входят шелковые и кашемировые платки, обувь, одежда, ювелирные изделия, сумки, обои, ткани для интерьера, мебель, светильники, кафельная плитка, фарфоровая посуда и многое другое.

Особенность стиля Кирилла Овчинникова – подробная детализация каждого элемента. Как рассказывал художник во многих своих интервью, основной его коллекции стал собственный детский рисунок с изображением птицы. Он и лег в основу уникального стиля. Сейчас в коллекции есть не только платок с фантастическими райскими птицами, фламинго и фениксом, но и целая серия «Лемуррия», а также животные подземного мира. Дополняет коллекцию дизайнерский фарфор с природными сюжетами.

Полная версия текста размещена в журнале «Как потратить | Северо-Запад» (приложение к газете «Ведомости Северо-Запад»), № 10 (67), декабрь 2023 – январь 2024.