Костяной фарфор: белое золото Северной столицы

О том, как 55 лет назад на ИФЗ наладили производство костяного фарфора, ставшего визитной карточкой Петербурга
Чайный сервиз, форма «Наташа», рисунок «Золотая лента» /ИФЗ

Белоснежный, тонкостенный, особо прочный и невероятно мелодичный – костяной фарфор с момента своего появления становится жемчужиной в ассортименте предприятия. Легендарный завод, которому в этом году исполняется 280 лет, вспоминает, как когда-то совершил промышленный прорыв и остался единственным производством в России, выпускающим костяной фарфор.

Не толще яичной скорлупы

В середине 1960-х гг., на исходе оттепели, директор ЛФЗ Александр Соколов «по партийной линии» побывал на британском фарфоровом заводе и увидел, как производят изделия из костяного фарфора. В те времена в СССР ни один фарфоровый завод таких изделий не производил. Родиной костяного фарфора считается Англия, где в 1749 г. мастера-керамисты получили первые изделия, близкие по своим потребительским свойствам к знаменитому китайскому фарфору, секрет которого к тому моменту уже открыли в Германии, Франции и России. Но англичане добавили в фарфоровую массу особый ингредиент – обожженную золу от костей крупного рогатого скота. Так на свет появился костяной фарфор, который отличался особой прочностью и белизной.

Английский костяной фарфор долгое время оставался единственным в своем роде во всей Европе. До сих пор изделия с маркировкой Fine bone china по праву считаются наиболее качественными образцами, произведенными на британских мануфактурах. Вернувшись в Ленинград, Соколов поставил перед производственной лабораторией ленинградского завода задачу: разработать отечественную технологию производства костяного фарфора, чтобы не отставать от англичан. А дабы перегнать Запад, было решено изобрести такой состав фарфоровой массы, чтобы можно было изготавливать чашечки с толщиной стенки 1–1,5 мм – меньше, чем у иностранных фарфористов. Задача казалась невыполнимой!

Группа опытных технологов ЛФЗ не откладывая приступила к работе. Было испробовано огромное количество рецептов, произведено множество проб, прежде чем мастера получили качественные образцы с хорошей белизной и просвечиваемостью. Все технологические процессы и рецепт костяной фарфоровой массы мастера завода отладили к 1967 г. А 19 апреля 1969 г., в год 225-летия создания завода, 10 сотрудников приступили к работе в только что построенном Цехе костяного фарфора. Начался промышленный выпуск тонкостенного фарфора. Первые чайные пары появились из печи в мае, поэтому форме, созданной скульптором Эдуардом Криммером, дали имя «Майская». Чашки этой формы до сих пор выпускаются на заводе и пользуются неизменной популярностью и у художников, и у покупателей.

В 1971 г. цех вышел на проектную мощность. В 1977 г. было выпущено 5-миллионное изделие, через три года – 10-миллионное, в ноябре 1984 г. – 15-миллионное. Изысканные и словно невесомые изделия быстро завоевали ценителей прекрасного. Костяному фарфору ЛФЗ был присвоен Государственный знак качества. А в 1980 г. группа создателей костяного фарфора получила Государственную премию СССР в области науки и техники.

Ручная работа – и никакой магии

Сегодня в цехе трудится порядка 100 человек 24 профессий. В месяц они изготавливают до 67 000 различных изделий. Все операции за редчайшим исключением выполняют вручную. Например, производство чашки начинается с литьевой машины, где из жидкого фарфора, шликера отливают тулово изделия. Это единственный механизированный этап производства, далее все операции производятся только вручную.

Мастерицы вручную приклеивают специальной фарфоровой массой ручку к тулову чашечки. Их коллеги губками и кисточками замывают швы и мельчайшие неровности на черепке. За день через руки одной работницы проходит от 450 до 850 чашек, в зависимости от того, как много изделий подают на конвейер. Работать приходится с ювелирной точностью и спортивной быстротой. Тарелки и блюдца формуют на формовочной машине, чтобы получить абсолютно идентичные по размеру и толщине изделия. Но подает фарфоровую массу на пресс человек, замывает острые края и проверяет ровность ножки тоже человек. А сложные по форме сахарницы, чайники и сливочники отливают полностью вручную: такой тонкий вид работ машинам не доверяют. Для этого в цехе есть отдельный участок – сервизный.

Отлитые и отформованные изделия, еще очень хрупкие, отправляются в печь на первый обжиг. В процессе обжига фарфор приобретает механическую прочность, и его можно будет заглазуровать. Глазурованный фарфор вновь обжигают и отдают в декорирующие цеха на роспись. Но перед тем как костяные чашки, блюдца и чайники попадут в руки художников, их со всей строгостью рассмотрят специалисты ОТК. В списке возможных производственных браков около 40 позиций. И хотя многие изъяны неспециалисты даже не заметят, такие изделия для дальнейшего декорирования не допускаются: качество для Императорского фарфорового завода – на первом месте.

 «В нашем цехе развернут полный цикл производства. Мы работаем по тем же принципам и законам, что и 55 лет назад. Вот только ассортимент за эти годы поменялся: появились новые формы бо́льших объемов, поскольку мода на напитки также поменялась. Наши сотрудники – патриоты своего цеха, на работе и дома мы используем костяной фарфор. Пить чай или кофе из чашечки, которая настолько тонкая, что просвечивает и будто искрится, доставляет особое удовольствие», – говорит руководитель цеха Оксана Егупова.

Визитная карточка Петербурга

Разнообразные изделия из тонкостенного костяного фарфора были и остаются желанными подарками: как для горожан и туристов, так и для самых высоких гостей. В 1980 г. – в тот самый год, когда создатели костяного фарфора получили Госпремию, – иностранные гости московской Олимпиады с большим удовольствием увозили с собой сувениры из костяного фарфора с маркой «ЛФЗ». А несколькими годами ранее сервиз из костяного фарфора Леонид Брежнев преподнес Индире Ганди.

Сегодня на предприятии выпускают почти 20 видов чайно-кофейных пар и сервизов из костяного фарфора различных форм и размеров: от крохотных чашечек для эспрессо до больших бокалов. Из костяного фарфора отливают также скульптуру, которую оставляют в бисквитном, незаглазурованном виде: бисквит подчеркивает белоснежность материала и фактуру изделия. Интерес к коллекциям из костяного фарфора очень велик. Количество почитателей таких изделий растет год от года. Но и по сей день тонкостенный фарфор выпускают только на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, рассказывает его директор Татьяна Тылевич.

«В этом году Императорскому фарфоровому заводу исполняется 280 лет. По сравнению со всем предприятием 55-летний Цех костяного фарфора кажется совсем юным. Но задачу он выполняет чрезвычайно важную: производит изделия, которые становятся визитной карточкой не только завода и Северной столицы, но даже всей России», – уверена она.