И вкус, и цвет: выходные в Казани
Современная Казань – древняя история, многоликий архитектурный ландшафт и колоритная гастрономическая культураКазань встречает путешественника удивительным сочетанием европейского и восточного. Это очень интеллигентный город, моноэтничный и при этом интернациональный, с огромным количеством достопримечательностей, связанных с религиозным культом, – как прекрасно отреставрированных исторических, так и современных. В Казани многоликий архитектурный ландшафт, в котором яркие штрихи не спорят друг с другом, а составляют гармоничную цельную картину.
Новые символы старинного города
Очень символична инсталляция, которая открыта сейчас в Национальной библиотеке Республики Татарстан и посвящена истории татарской письменности: под сводами просторного холла мерцают в воздухе, то приближаясь к посетителям, то взмывая ввысь, 287 букв пяти алфавитов татарского языка. Татарский язык очень живой: свой алфавит он менял пять раз, от рун через уйгурский и арабский языки – до латиницы и нынешней кириллицы. Открыли библиотеку в 2020 г. в здании, облицованном красным туфом, архитектурное решение которого было призвано символизировать развевающееся красное знамя пролетариата – оно предназначалось для ленинского мемориала и было построено в 1987 г.
Сейчас библиотека – одно из самых популярных общественных пространств Казани, и, кстати, ее терраса борется со смотровой площадкой Казанского кремля за лучшие закаты в городе. Отсюда можно выйти прямо на набережную, по которой в теплую погоду приятно прогуляться до еще одного молодежного магнита – экстрим-парка «Урам», где на рекордной территории в 32 000 кв. м (и это самый большой экстрим-парк в России) объединились скейт-парк, памп-трек, стритбольный парк и эйр-парк для роллеров, самокатчиков и ВМХ-райдеров, выполняющих трюки в воздухе.
Один из новых архитектурных символов города – знаменитая «Чаша», здание центрального городского дворца бракосочетаний. Здание в форме казана окружают огромные мифологические скульптуры Даши Намдакова – крылатые барсы и зиланты, призванные «защищать семейные союзы от невзгод». Казань славится прекрасным Театром оперы и балета им. Мусы Джалиля, а международный Шаляпинский оперный фестиваль – один из старейших в стране.
Молодые дизайнеры Казани искренне вдохновляются традиционным искусством и культурным наследием страны, воспринимая его как живое и близкое. За примерами можно отправиться, например, в шоурум казанского бренда украшений Your Yool, который устроился под крышей над барами «Соль» и Siri в атмосферном районе на Профсоюзной улице.
Дизайнер Таня Черногуз вдохновляется традиционной национальной культурой и находит для нее выразительный, свежий и очень современный язык. Например, традиционное накосное татарское украшение чулпа «Су Анасы» получила современную трактовку и мотив из волшебной сказки Габдуллы Тукая про прекрасную водяную.
У традиций есть не только хранители, но и проводники. Первые отвечают за бережную консервацию, вторые – за поддержание жизни и за то, чтобы ее новые главы были увлекательнее предыдущих. Первое слово в названии бренда в переводе с английского означает «твой», а второе в переводе с татарского – «путь». Украшение как компас и камертон, верность корням и открытость миру – Your Yool интерпретирует татарские культурные коды и находит в древних сюжетах новые смыслы, которые понятны даже без слов.
Старо-Татарская слобода: путешествие во времени
Чтобы совершить путешествие во времени, отправляйтесь на прогулку по Старо-Татарской слободе, где сохранились двухэтажные и трехэтажные особняки татарских купцов ХIX и начала XX в. и старинные мечети. История района началась после захвата Казани Иваном Грозным, который выселил всех татар из верхней части города на левый берег озера Нижний Кабан. Центром слободы считалась Юнусовская площадь, названная именем местного купеческого рода. Кстати, в Казани сохранился и импозантный красно-белый особняк Юнусовых, где сегодня располагается городская поликлиника.
Знаковая достопримечательность района – мечеть Марджани постройки 1767 г. на улице Каюма Насыри, и это самая старая каменная мечеть Казани. Всего на несколько лет моложе соседняя Апанаевская мечеть, где в советские годы находился детский сад, также названная именем купеческой династии. Слобода считается центром мусульманской жизни Казани. Говорят, что мечети расположены так близко, что когда слышится призыв к молитве, то голоса муэдзинов сливаются в единый хор.
Улица Каюма Насыри – живой памятник традиционного татарского зодчества: разноцветные деревянные дома сохранили и национальный колорит, и архитектурный облик, и атмосферу своего времени. Здесь находится и дом духовного лидера татар Шигабутдина Марджани, имя которого носит мечеть. Здесь расположены популярные магазины с локальными гастрономическими деликатесами. Именно здесь местные жители рекомендуют выбирать чак-чак.
В числе самых фотографируемых памятников Казани – Дом Шамиля на улице Габдуллы Тукая. Это сооружение, украшенное островерхими шпилями и напоминающее сказочный дворец, было построено в XIX в. купцом Атаковым и предназначалось в подарок дочери, выходившей замуж за имама Шамиля. Сегодня особняк стал домом для Музея Габдуллы Тукая.
Культурный слой: от Шаляпина до Фешина
Кремль в Казани белоснежный: краснеть нам не за что, шутят по этому поводу горожане. Непосвященному туристу может показаться, что самая фотографируемая мечеть столицы Татарстана Кул Шариф была здесь всегда, но это, конечно, не так: разрешение на ее строительство власти города получили от ЮНЕСКО в 1994 г., а лазурные купола мечети засияли 11 лет спустя, в 2005 г.
Поводов побывать в музее-заповеднике «Казанский кремль» и вернуться в него множество. Этим летом в числе магнитов выставка «Авангард. На телеге в XXI век», мотивы для которой подарила захватывающая история перемещений произведений искусства за пределами обеих российских столиц – подчас в буквальном смысле на телегах – в 1910–1920 гг. Этапы этого драматичного пути можно проследить по трем разделам выставки: «Реалистическая традиция», «Абстрактный метод» и «Авангардный поиск».
Самое сильное впечатления производят не работы Родченко или Кандинского – неизвестные столичной аудитории работы казанских художников, творчество которых стало предтечей авангарда и заключало в себе его ростки. Среди них в первую очередь работы Николая Фешина.
Фешин был перфекционистом, часто переделывал свои работы и ввел в обиход европейский прием non finito: часть холста остается незакрашенной. Кроме того, художник накладывал краску мастихином, а иногда разглаживал ее пальцами, поскольку считал, что выразительных возможностей кисти не всегда достаточно для реализации авторского замысла.
Соседей по выставке Николая Фешина и Александра Родченко роднит не только связь с историей русского авангарда. Оба художника были выпускниками Казанской художественной школы, история которой, как и жизни многих творческих личностей, с ней связанных, изобилует и детективными, и мелодраматическими, и философскими поворотами. Авторские экскурсии по школе проводит казанский краевед Светлана Брайловская, автор телеграм-канала «Родословное бюро Брайловской» и кладезь познавательных, поучительных и душещипательных историй из мира искусства родного города.
Если ваша поездка совпала с одним из концертов Государственного симфонического оркестра Татарстана – считайте, что вам повезло. Когда петербургский дирижер Александр Сладковский принял в 2010 г. приглашение возглавить этот коллектив, он, по его собственному признанию, увидел в этом шанс создать оркестр своей мечты. Хотя исходные данные к этому совсем не располагали: деморализованные музыканты, подрабатывающие на стороне, расписание на пару десятков концертов в год и т. д. Сегодня симфонический оркестр Татарстана – один из ведущих музыкальных коллективов страны, в репертуаре которого Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Стравинский и др., насыщенный гастрольный график, совместные выступления со звездными инструменталистами.
Очень интересно организован объединенный музей Максима Горького и Федора Шаляпина. Выдающийся литератор и великий бас-баритон были дружны, и концепция музея, который расположился в бывшем доме мещанина Беляева, удивительно сочетает в себе рассказ о творчестве и дружбе этих талантливых людей.
Татарский завтрак и эталонный эчпочмак
В последние десять лет Казань успешно культивирует репутацию одной из гастрономических столиц России. Здесь разнообразный и очень впечатляющий гастрономический ландшафт и яркая барная культура.
Идея позавтракать в главной туристической локации Казани, на территории кремля, путешественнику с тонким вкусом может показаться кощунством – и напрасно: не стоит мыслить стереотипами.
С точки зрения расположения кафе «Аулак» удалось практически невозможное: найти укромный уголок на территории казанской туристической Мекки. Чтобы попасть в «Аулак», нужно пересечь весь двор здания Присутственных мест: ресторан находится в четвертом подъезде. Узнаваемый и свежий национальный колорит играет в деталях: униформе с фольклорными орнаментами, тарелках и чашках ручной работы с узорами, полотенцах с вышивкой. Названо заведение тоже со смыслом: в традиционной татарской культуре аулак означает молодежные посиделки в кругу друзей.
За погружение в тему отвечает открытая кухня, где на глазах у гостей лепят из теста сочные перемячи с телятиной, а за популярность в соцсетях – кондитерская витрина, где правят бал золотой эчпочмак с начинкой из чернослива и шоколада, чак-чак с медовым муссом и десерты в виде тюбетеек и элеша.
Кстати, знаменитому треугольному пирожку в Казани даже возвели небольшой забавный памятник, с которым принято фотографироваться на удачу. Он находится в этнографическом комплексе «Туган Авылым».
К слову, миниатюрные пельмени кияу лепят татарские невесты, угощая женихов. По величине и аккуратности лепки пельменей судят о любви девушки к будущему супругу: чем они мельче и тщательней вылеплены, тем более достойной, любящей и работящей считается невеста.
В компанию к пирожным можно выбрать помимо интернациональных американо или капучино авторский раф с душицей на топленом молоке.
Но главная козырная карта «Аулака» – это татарский завтрак, который меньше всего похож на гастрономический аттракцион, а больше всего – на татарскую скатерть-самобранку: на небольших узорчатых тарелочках подают оладьи из печи с каймаком, оладьи из печи, как у бабушки, яичница с колбасками из индейки, дачный салат, корт и татарский чай с душицей.
Альтернатива: зернистые сырники с соусом из вареной сгущенки и сотами из белого шоколада, домашние пироги с калиной, творожная запеканка из топленого творога, истекающие соком беляши.
На территории кремля находится и самый титулованный ресторан не только Казани, но и всей республики – «Чирэм», что в переводе на русский означает «молодая весенняя трава». Перед нами высокий класс национальной кухни в эстетском антураже: обилие живой зелени, керамическую посуду ручной работы и стены ресторана украшают оттиски душицы, чертополоха, борщевика и колосьев пшеницы.
Канонические эчпочмаки и губадия известны далеко за пределами Казани, но знакомство с заведением традиционно начинают с ассорти традиционных местных специалитетов – казылыка, конского сала, вяленой утиной грудки и вяленого гуся.
В списке бестселлеров тартары из телятины и конины с аджикой и печеной свеклой, пельмени для жениха, лепешки кыстыбый с начинкой из картофеля, янтык из полбы с рубленой телятиной, стейк из конской вырезки с картофельным гратеном и соусом из кваса, бифштекс из конины с яйцом пашот и тестом катаифи. На десерт – знаменитая татарская классика: чак-чак, десерт из сахарных нитей талкыш-калеве и татлы – рулет из пастилы, грецких орехов и меда.
В чайном ателье заваривают около трех десятков видов чая и травяных сборов из локальных растений. В воздухе разлиты ароматы полевых цветов и трав: композицию разработала специально для ресторана парфюмер Регина Гумерова.
Гастрономический космополитизм
Космополитичный ресторан Anna Bistrot на улице Бутлерова сразу полюбили молодые казанские инфлюэнсеры. Заведению всего несколько месяцев от роду, а в зале с парящими под потолком полосатыми воздушными шарами, винтажными акцентами и расписанными вручную стенами с видами Казани роятся стайки юных красоток. Дух путешествий и приключений витает в воздухе и в меню, пленяя все новые сердца. Ощущение легкости бытия плюс комфортная еда – вот и ключ к сердцам аудитории, не отягощенной жизненным багажом, владеет которым бренд-шеф заведения Артем Лаптев.
Берем на заметку крудо из аргентинской креветки с тархуном, сырные шу с креветками, томаты с кремом из страчателлы, салат с ростбифом и соусом чимичури, чаудер с креветками и угрем, зеленую пасту с фисташками и фаршированный перец со взбитой сметаной и соусом из овощей. Хрустящая тончайшая пиццетта – отличный компаньон к бокалу вина. На выбор есть четыре: с угрем, авокадо, трюфельным камамбером и слабосоленым лососем.
К слову, соседняя дверь ведет в бутик April studio, откуда трудно выйти, не поддавшись обаянию творчества молодых местных дизайнеров, так что локация вдвойне заслуживает название модной.
Марокканский сюжет с утонченным французским акцентом – к гастрономическому ландшафту Казани ближневосточный ресторан Lulua на ул. Профессора Нужина щедро добавляет целую россыпь сочных и пряных красок. Красота в нюансах – свежесобранные букеты словно только что сорваны в садах Прованса, плитка на полу и восточные кувшины воссоздают атмосферу марокканских базаров, колористика настенных росписей передает привет Анри Матиссу, коктейль Saint Laurent in Jardin Majorelle c тутовником, зеленым чаем, мятой и дистиллятом вдохновлен прогулками великого кутюрье по ботаническому парку Марракеша. Возможно, и название проекта – не только региональная отсылка, но и реверанс в сторону музы маэстро моды и любительницы тюрбанов Лулу де ла Фалез.
Гордость заведения – марокканские тажины с курицей, морепродуктами, индейкой или говядиной. В числе специалитетов из разряда мастхэвов – тонкие ливанские лепешки манаиш с начинками из зелени, сыра, тыквы и телятины, пряный рис с обжаренной вермишелью, марокканская шаурма, всевозможные кебабы и сеты из мезе.
У французского бистро L’elephant колониальные мотивы в интерьере, за которыми скрывается локальный контекст. Ресторан находится почти у стен кремля, на Кремлевской улице в историческом здании, которое до революции 1917 г. являлось частью комплекса, прозванного за свою конфигурацию «Бегемотом». В интерьерах и меню встретились благородный русский стиль дворянских домов царской России и изысканный парижский шик. Белоснежные скатерти, тропическая зелень, посуда и утварь с блошиных рынков Петербурга и Парижа и тщательно выверенное меню от бренд-шефа Артема Лаптева: формула успеха выведена с цифровой точностью.
К нежным французским омлетам добавляют краба, страчателлу или трюфель, тартар из говядины в парижском стиле подают с картофелем фри, а пате из куриной печени – с конфитюром из сливы. Оливье готовят с крабом или лангустином, винегрет – с опятами, гратен дофинуа сервируют с черной икрой, телячий язык интерпретируют в стиле салата «Мимоза». За высокий стиль отвечает икорный бар, за сентиментальность – десерт «Казань моего детства», который собирают прямо перед гостем: крамбл с корицей, пломбир, амаретто, фундук и горький шоколад.
Сердца покоряют нюансы: творожная запеканка покрыта тончайшей ароматной корочкой от десерта creme caramel, вареники здесь малиновые, сырники готовят из топленого молока, а оладьи – из кабачка с авокадо и слабосоленым лососем.
Казанские «Патрики»
Интересно, что в Казани есть свои «Патрики». Вайб улицы Николая Столбова звучит в унисон с расслабленным гламурным шиком столичных Патриарших. И даже зеленый сквер на нужном месте, гарантируя такой желанный для утомленных круговертью мегаполиса отдых для глаз.
Кстати, за отдых и расслабление для тела отвечает расположенный здесь же салон красоты «Конечно можно». Вариативности этого продуманного спа-меню можно аплодировать – равно как и безупречному качеству исполнения. Название заведения очень хочется приложить к какой-нибудь популярной пекарне и, кстати, гастрономический контекст найти здесь тоже, конечно, можно: например заглянуть сюда, чтобы приятным способом уменьшить последствия обильных местных застолий, которым ты заранее сдался без боя.
В паназиатский ресторан Zuka, где на открытой кухне готовят блюда в популярном демократичном формате изакая, приходят на красочные авторские роллы, шашлычки тепаньяки с гребешком и личи, креветкой и муэром, цыпленком и кинзой и поджаристые лепешки роти со всевозможными начинками. На горячее готовят утку по-пекински с романо и вешенками или луковым хойсином и авокадо. В компаньоны стоит выбрать легкие местные альтернативы вездесущему аперолю – Cакура Spritz и Юдзу Spritz.
В двух шагах, на той же улице, принимает гостей итальянский ресторан GIna. Отсылок к Лоллобриджиде в концепции нет, но харизма кинодивы, очевидно, витала в воздухе в момент рождения проекта: здесь всегда очень оживленно. Обилие зеркал, белые скатерти, паркетный пол, мраморные столы и пышная зелень – эстетика ресторанов из мира La Dolce Vita в своих лучших традициях. В списке хитов фритто мисто с цуккини, вителло тоннато с ромеско, карпаччо из телятины, разнообразные пиццетты, ризотто со спаржей и отличная домашняя паста.
От Казани до Свияжска
В силу особенностей климата отдыхать в Казани хорошо практически в течение всего года. Гордость города – пятизвездочный спа-комплекс Luciano, собравший, и совершенно заслуженно, великое множество международных наград. Такого разнообразия спа-услуг, причем высшего качества, нет больше ни в одном отеле страны – вариантов спа и медицинских процедур несколько сотен.
Из Казани часто ездят отдыхать на выходные на курорт «Свияжские холмы», который находится всего в 35 километрах от столицы Татарстана в месте слияния трех рек – Волги, Сулицы и Свияги. Летом здесь играют в гольф (местное 18-луночное гольф-поле – самое крупное в регионе Поволжья), отправляются в стрелковый клуб или на песчаный пляж, а зимой катаются на лыжах и сноуборде. Курорт располагает четырьмя горнолыжными трассами, двумя трассами для сноутюбинга, трассой для беговых лыж, а также собственным катком и сноу-парком для начинающих райдеров. «Свияжские холмы» действительно раскинулись на лесистых холмах, предлагая путешественнику выбор между частными домиками в стиле альпийских шале, а также трех-, четырех- и пятизвездочным отелем. Одновременно на курорте могут разместиться до 1200 человек.
Если вы интересуетесь историей, поезжайте на остров-град Свияжск, основанный еще Иваном Грозным в 1551 г. как опорная крепость. Сюда стоит приехать не только для того, чтобы увидеть памятники древнерусской архитектуры, православной культуры и истории – Богородице-Успенский мужской монастырь с фресками XVI в., собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», Музей Гражданской войны, Музей археологии дерева. Свияжск вобрал в себя самые драматичные моменты современной российской истории: в стенах монастыря за последнее столетие находились колония для политзаключенных, трудовая коммуна, психиатрическая лечебница, а сейчас здесь действующий мужской монастырь.