Тамерлан Тлес: «Современное искусство слишком испортило свою репутацию»

Победитель «Эрарта Премия – 2023» об индивидуальном подходе в искусстве
Казахский скульптор Тамерлан Тлес /Из личного архива

Казахский скульптор Тамерлан Тлес – яркий представитель современного искусства, стоящего особняком от актуального направления и модных тенденций, у которого пока не так много последователей. В основе его сложносочиненных утонченных работ виртуозно переплетены темы национальной истории, извечные вопросы религии, истинная красота природы и таинственные символы мира. Каждая работа художника четко выверена и концептуально продумана до мелочей. Тлес часто миксует разнообразные материалы и техники в своих композициях, а для идеальной реализации своей задумки привлекает лучших мастеров из разных концов света. Коллаборации в искусстве, конечно, тема не новая, но все еще достаточно редкая. Тем увлекательнее наблюдать, как умело, в рамках единого замысла «дирижирует» своим художественным оркестром его автор.

Одна из работ художника под названием «Затмение» недавно победила в масштабном проекте «Эрарта Премия – 2023». Пожалуй, это первая в истории премия в области современного искусства, где главный судья – зритель, что как нельзя лучше соответствует базовой философии музея: искусство создается автором, но приобретает силу лишь благодаря зрительскому восприятию. В интервью «Ведомостям» Тамерлан Тлес рассказал о важности жизненного опыта для художника, о том, почему современному поколению больше не нужен Микеланджело, о редких «небесных» бриллиантах и о будущем искусства в новых реалиях.

– Тамерлан, ваши произведения наполнены глубоким содержанием и символизмом. Расскажите, откуда вы берете идеи для своих работ?

– Иногда идеи приходят совсем неожиданно. Например, сюжет одной из моих любимых работ трилогии «Омир» родился из притчи, рассказанной на похоронах. В ее основе история о трех загадках, заданных эмиром знатному визирю, на которые в итоге смог ответить лишь простой пастух. Первый вопрос: что есть самая большая ложь на Земле? И ответом стала «жизнь», потому что все, что мы видим вокруг, лишь иллюзия и обман. Второй вопрос: что есть самая большая истина, с которой все согласны, – и это «смерть». И третья загадка – что есть самое высокое в мире? И это «цель», то единственное, ради чего люди готовы пойти на все. На основе этой истории я сделал свое панно, состоящее из трех частей, первая картина называется «Омир», что в переводе с казахского значит «жизнь», вторая часть называется «Последний вздох» и последняя – «Игра жизни».

– Вы используете в своих работах много разных техник и даже древних традиций, с чем это связано?

– Я люблю ручной труд и считаю его важной частью своих произведений. Ювелиры, мастера по коже, кузнецы, мастера по дереву и камню – я стараюсь объединять древние навыки, которые дошли до нас через тысячелетия с современным контекстом через возможности XXI века: диджитал, механику и световую среду. Я стремлюсь к индивидуальному подходу в искусстве. Хотя мне довольно часто предлагают упростить процесс и, например, изготовить деталь картины на 3d-принтере, а драгоценные камни заменить на искусственные аналоги, но я всегда отказываюсь – верю в энергетику и в особенную историю вещей. Хочу, чтобы у моего произведения была душа и милые изъяны, свойственные только ручному труду. Я к этому очень чувствителен, поэтому мои работы так трудоемки. В среднем это 4000 часов ценного времени человеческой жизни. Согласитесь, такое измерение обретает совсем иной смысл.

Кроме того, я тщательно подбираю материалы, которые будут использованы для той или иной части картины. Например, в трилогии «Омир» было использовано в общей сложности 23 вида материалов. Среди которых – афганский мрамор и лазурит, крокодиловая кожа, железный метеорит, останки тираннозавра, которым более 70 млн лет, священная шелковая ткань, которой покрыта древняя мусульманская святыня Кааба, полудрагоценные камни и 100 бриллиантов, один из которых – так называемый «небесный» бриллиант, имеющий космическое происхождение, и многие другие.

– Ваши работы дорого обходятся, а какова их дальнейшая судьба?

– Да мои работы стоят дорого, но я сознательно иду на это для сохранения качества, древних традиций и моего истинного замысла. Все мои работы находят своего владельца, иногда еще на стадии эскиза. Безусловно, вряд ли бы я мог воплощать свои задумки в жизнь без поддержки мецената, известного казахского бизнесмена Жумабека Жаныкулова. Я благодарен ему прежде всего потому, что он в меня поверил и дал мне возможность реализовывать свои творческие задумки.

– По вашему мнению, насколько необходимо современному художнику признание?

– Все зависит от цели самого художника. Если его миссия – это просветление, призыв, который обращен к большому количеству людей, то признание важно. Если, по сути, основная цель – собственное удовольствие и желание заработать, то в этом случае признание – просто пища для эго. К тому же мы живем в совершенно другое время и не надо питать иллюзий, времена Ван Гога ушли безвозвратно, если творец при жизни не нашел признание, то потом его все забудут. Раньше и художников было мало, а сегодня даже минутной славы для одного из нас, поверьте, уже достаточно. Слишком мощная конкуренция и в ней приходится выделяться не только талантом, но и маркетингом, новыми технологиями и творческим идеями. Современный художник – в первую очередь деятель. Чтобы стать настоящим мастером, мало работать только над техникой рисования, надо работать над своими переживаниями и жизненным опытом, пройти непростой жизненный путь.

– А какая миссия у вас?

– Мои работы – это призыв к размышлению о сути жизни, ее обманчивости, о краткости времени и об иллюзии бытия. Я много работаю над внутренним содержанием своих работ, в среднем год–полтора уходит на одно произведение. Все-таки я смотрю на мир через призму ислама и много использую его символов, основ, сути мировоззрения в своем творчестве. Человечество пока придумало лишь четыре способа передачи информации: через буквы, через цифры, через ноты и через визуальные образы. То, что делаю я – это передача посланий через визуал, я как художник передаю свои переживания, свои мысли через изображения. Я вообще очень люблю размышлять над философскими вопросами, не имеющими однозначного ответа.

– Как вы считаете, в чем секрет вашего успеха?

– Постоянное движение вперед, страсть к своей работе и, конечно, – делегирование. Сегодня искусство серьезно поменялось, и мы перешли в другую творческую эпоху. Рисование – теперь просто технология, скульптуру Давида, на которую у Микеланджело ушло почти три года, можно без особых усилий сделать за три дня на ЧПУ (числовое программное управление. – «Ведомости») станке. Главный секрет – в личности художника, только так мы сможем быть на шаг впереди компьютера.

– Какие современные художники вам нравятся?

– Безусловно, я слежу за современным искусством, но список тех, кто мне действительно нравится и близок своим видением, не такой уж и большой – это мой наставник, известный британский скульптор Юнус Сафардиар, бурятский художник Даши Намдаков, а также некоторые работы британско-индийского скульптора Аниша Капура.

На мой взгляд, современное искусство слишком испортило свою репутацию и сегодня балансирует на грани безвкусицы. Оно стало слишком доступным и наводнилось непрофессионалами. Поэтому для современного человека одним из важных навыков стало умение отделять зерна от плевел, чувствовать действительно прекрасное. Кроме того, в мире творчества стало слишком много политики: большинство западных звезд, таких как Джефф Кунс, Дэмиен Херст, а теперь и китайский художник Ай Вэйвэй – все это, к сожалению, искусственно созданные герои эпохи потребления, за которыми стоят большие корпорации, формирующие сегодня новую идеологию.

Современному обществу с его коротким сознанием, легкомысленным поведением и искаженной моралью не нужен Айвазовский или Микеланджело. Представьте себе начинающего художника, который долго учится, еле-еле сводит концы с концами и уже четыре месяца каждый вечер работает над своим творением. И вот он видит, как трехметровую примитивную собаку из воздушных шариков продают на аукционе Christie's за $58 млн, и внутри него зреет внутренний протест – может, это и есть настоящее искусство? Сложно остаться верному себе и не сойти с истинного пути.

– Каким вы видите будущее искусства в России в условиях новой геополитики?

– Сейчас происходит полная перестройка мира искусства. И это связано не только с политикой и созданием нового мироустройства. После февральских событий западное искусство близится к закату и теряет свою популярность по многим причинам. Что касается рынка в России, то он опустошен и надо как-то заполнять образовавшийся вакуум, ведь жизнь продолжается, и потребность в прекрасном у людей осталась. Для рождения нового искусства нужен свежий взгляд и новые художники, способные не только создать нечто вкусное и осмысленное, но и стать лидерами новой творческой модели. И я верю, что в России есть все предпосылки для этого.