Игорь Бутман: «Мы ищем новые точки на джазовой карте мира»

Игорь Бутман – о Санкт-Петербургском международном джазовом фестивале и джазовой культуре в мире
Игорь Бутман /Из личного архива Игоря Бутмана

Помимо виртуозной игры на саксофоне у Игоря Бутмана, одного из самых именитых джазменов страны, народного артиста России, художественного руководителя Московского джазового оркестра, есть еще как минимум один талант. Это дар джазового хедхантера. Редкая способность обнаруживать таланты в самых неочевидных джазовых локациях проявляет себя особенно ярко в условиях, когда российские связи с исторической родиной джаза оказались в руинах.

На первый Санкт-Петербургский международный джазовый фестиваль, который стартует 22 июля в Большом зале петербургской филармонии, приедут более 600 музыкантов, по выступлениям которых можно составить альтернативную джазовую карту с новыми именами, новыми столицами, новыми странами.

Главная особенность нового фестиваля – его многомерность. В числе хедлайнеров не только адепты традиционного джаза, но и исполнители, завоевавшие признание в других музыкальных жанрах: Ильдар Абдразаков и Хибла Герзмава, Лариса Долина, Саша Алмазова, Аня Чиповская. География участников позволяет погрузиться в плавильный котел музыкальных культур и увидеть, что джаз приживается на самой невероятной почве. Фестивальная программа образует затейливый джазовый пэчворк: Россия, Индонезия, Турция, США, Таиланд, Узбекистан.

В интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» музыкант рассказал о природе и особом характере российского джаза, а на основе географии фестиваля и личных впечатлений составил музыкальные маршруты, способные увлечь и непосвященных, и истинных знатоков джаза.

Таиланд

Тайский джаз известен не только в России, но и в мире намного меньше тайского бокса, однако этот феномен не менее яркий и своеобразный. Джаз в Таиланде расцвел в период правления Пхумипона Адульядеты (Рамы IX), который прослыл еще и «королем джаза». Игра на саксофоне была одним из главных удовольствий в жизни тайского монарха, который с большим энтузиазмом писал музыку, развивал джазовую культуру, создавал школы и концертные площадки. У Рамы IX был даже свой оркестр.

Нынешний король Таиланда не музицирует, но любовь к джазу в стране по-прежнему сильна. С музыкантами нашего оркестра, которому в 2024 г. исполняется 25 лет, мы много раз выступали в Таиланде – и на курортах Пхукета, и на фестивале уличного джаза в городе Чиангмай на севере страны, и на торжествах в Бангкоке по случаю 125-летия дипломатических отношений России и Таиланда. В декабре мы впервые устроим в Таиланде международный фестиваль джаза, будем выступать в исключительно красивой и живописной локации – на берегу моря, в королевской резиденции.

Для тайского джаза характерно использование традиционных струнных и перкуссионных инструментов, что придает музыке особый колорит и обаяние, легкий фольклорный оттенок. Национальные музыкальные традиции очень органично переплетаются с джазом, и в стране есть очень интересные ансамбли, в репертуаре которых соседствуют джазовые стандарты, хиты на английском языке и композиции собственного сочинения, которые исполняются на тайском.

В Таиланде я увидел невероятную любовь к джазу. В силу приятного климата, щедрости природы сюда приезжают жить музыканты со всего мира и привозят с собой музыкальное наследие своих стран, обогащая тайский джаз, который становится все более многоликим.

Специальным гостем фестиваля в Петербурге станет коллектив из Таиланда TJF, который объединяет в своем составе участников национального симфонического оркестра и ансамбля тайской классической музыки департамента изящных искусств Министерства культуры Таиланда. Музыканты играют очень своеобразный фьюжн, где классический джаз переплетается с мелодическими узорами, характерными для традиционной тайской музыкальной культуры. У солистки ансамбля, Наттики Йамтамай очень широкий, впечатляющий голосовой диапазон, и 27 июля на концерте в Юсуповском саду нас ждет очень запоминающееся выступление.

Индонезия

Индонезийский джаз подарил миру несколько по-настоящему громких имен. В их числе джазовый пианист-вундеркинд Джои Александер, который в 9-летнем возрасте играл «Гигантский шаг» Джона Колтрейна так, что дух захватывает.

В России Индонезию воспринимают в первую очередь как курортное направление, и джаз на курортах на океанском берегу действительно звучит часто. Но к джазу здесь относятся серьезно: в стране очень сильна школа классического джаза, много исполнителей высокого класса, есть солидный фундамент в плане музыкального образования. Международный джазовый фестиваль Java Jazz Festival в Джакарте собирает всегда очень интересных участников.

Участниками фестиваля в Петербурге станет Nadine Adrianna Trio. Семнадцатилетняя индонезийская джазовая пианистка Надин Адрианна, обладательница целой россыпи престижных международных наград. На концерте в Юсуповском саду 24 июля к ней присоединится знаменитый барабанщик Димас Прадипта, участник многочисленных джазовых фестивалей.

Индия

Во время одной из поездок в Индию я обнаружил, что музыка путешествует по планете совершенно непредсказуемыми и неожиданными маршрутами. Во время интервью одной из популярных местных радиостанций мне задали вопрос, знаком ли я с джазовыми композициями Александра Довгополого. Я удивился вопросу, ответил утвердительно, а затем был поражен, узнав, что его музыка очень популярна. Что еще более невероятно, Александр приехал тогда в Индию в составе моего оркестра. Какими дорогами его композиции оказались на индийском радио, нам неизвестно до сих пор.

В индийском джазе еще со времен легендарного Рави Шанкара сочно звучит король национальных инструментов, ситар. Индийский джаз вообще очень богатый, он как полноводный Ганг, впитал в себя множество влияний. И, конечно, в Индии роскошная джазовая импровизация. В традиционной индийской музыкальной культуре импровизация всегда была очень сильна – да, они это делают на своих идиомах, гармонический язык у них другой, но сам принцип импровизации, ее суть, они универсальны и не являются, скажем так, американским изобретением. Поэтому в этом смысле джаз очень легко и естественно ложится на индийскую почву. Индийские музыканты – частые гости наших фестивалей, и новые встречи будут очень скоро.

Турция

Турецкий джаз, признаться, оказался восточной шкатулкой с сюрпризом. Конечно, мне было известно, что под богатым и пестрым культурным покрывалом Османской империи можно обнаружить много интересного, но яркий джаз я в Турции встретить не ожидал. Музыкальный фестиваль Akra Jazz Festival в Анталии стал откровением: я увидел великолепных контрабасистов, барабанщиков, пианистов.

С одной стороны, турецкий джаз очень европеизированный, с другой – в музыкальной культуре очень ощущается имперское могущество, Турция из «Великолепного века». Поэтому турецкий джаз – очень сложносочиненная история, в которой множество пластов как знакомых нам уже, так и совершенно неизвестных. Турция перестала быть империей, но осталась великой страной, и музыка, джаз, в частности, об этом очень красноречиво нам рассказывают.

Турцию на фестивале в Петербурге представляет Akra Jazz Band. Этот молодой ансамбль, который выступит 25 июля в Юсуповском саду, был основан в 2018 г. гостиничным брендом Akra Hotels и традиционно выступает в качестве «домашнего» коллектива на концертных площадках Akra Jazz Festival. Вместе с музыкантами на сцену выйдут талантливая вокалистка Дила Бахар и известный джазовый композитор и гитарист Ченк Эрдоган, который играет на редком музыкальном инструменте – безладовой шестиструнной гитаре.

Япония

Главным сюрпризом в отношении японского джаза стало для меня то, что будущих музыкантов учат импровизировать еще в школе. На гастролях в Саппоро я приехал в музыкальную школу, чтобы дать мастер-класс, и сначала ушам своим не поверил и даже переспросил: эти 12-летние, 15-летние ребята импровизируют?

Меня это натолкнуло на мысль, что и наших детей импровизации нужно обучать с самого начала, не откладывая это, условно говоря, до второго курса. Импровизация – это свобода творчества, и она отличается от игры по нотам, как сочинение стихов от их чтения наизусть. Только освоив импровизацию, ты будешь на сцене позволять себе с легкостью делать шаги влево или вправо, ловить волну и управлять ею, как в виндсерфинге.

Импровизация – это особое измерение, и только она дает истинное чувство свободы.

Возможно, это одна из причин, по которой японская джазовая школа – одна из лучших в мире. Японский джаз зародился в 1910-е годы, прибыв в страну на круизных лайнерах, а джазовые импровизации набрали популярность уже в 1970-е годы. Тогда в стране открылось много джазовых клубов, а японцы активно покупали лицензии на выпуск знаменитых джазовых альбомов, которые американцы уже практически перестали выпускать, поскольку спрос исчез. И именно мастерством импровизации японская школа до сих пор очень славится.

Новые столицы российского джаза

Вот мы с вами говорим о неочевидных джазовых направлениях, а между тем на Западе к экзотическим джазовым локациям нередко относят и Россию, несмотря на то что джазовой культуре в нашей стране уже более ста лет, и она невероятно самобытная.

Российский джаз прорастал сквозь запреты, как цветы сквозь асфальт, и смог выжить лишь благодаря горячей и искренней любви к нему – и музыкантов, и публики. Аура некой драгоценности, которую прячешь у сердца, чтобы не отобрали, ощущается в российском джазе и сегодня, хотя гонения на джаз давно ушли в прошлое. В российском джазе много искренности, теплоты и страсти.  Каждое выступление – как лебединая песня: искренность любви, пронесенная сквозь годы, и опыт великих музыкантов предыдущего поколения, которые проходили через все эти запреты и баталии, еще и передался нашим молодым коллегам, и они искренне любят джаз.

У наших американских коллег больше цинизма, больше холодных интонаций, а в России все-таки джаз более горячий, мы еще верим в счастливое будущее.

Знаете, многие говорят, что русский язык не джазовый. Но скажите мне, как может быть немузыкальным язык, если на нем разговаривают и поют миллионы людей? Это в чистом виде стереотипное мышление. Русский язык в плане джаза такой же свободный, как английский.

Джазовых столиц у России сегодня очень много. Я вхожу в жюри конкурса «Мир джаза» в Ростове-на-Дону, и этот город – значимая джазовая локация. Здесь в 1974 г. открылся один из первых джазовых колледжей в стране, а Ростовская консерватория славилась знаменитым джаз-оркестром Кима Назаретова. Ростовский джаз блистал. Саксофонист Карп Деланян произвел в свое время сильнейшее впечатление на Дюка Эллингтона. И именно там я познакомился с саксофонистами Антоном Чекуровым, Ильей Морозовым, Даниилом Никитиным, Константином Бойцовым, которые работают у меня в Московском джазовом оркестре. В Ростове-на-Дону я впервые встретил молодого, но уже блестящего пианиста Олега Аккуратова. На фестивале в Петербурге 25 июля в Юсуповском саду Трио Олега Аккуратова и Лариса Долина представят совместную программу.

Очень яркая джазовая сцена в Екатеринбурге и Челябинске; джазовые клубы, Челябинская филармония, замечательный коллектив «Уральский Диксиленд», который, кстати, выступит на фестивале в парке «Озеро Долгое», и даже эстрадно-джазовый оркестр в детской филармонии.

Недавно в Новокузнецке открылась «Кузбасская академия джаза», где почти каждый день проходят концерты. В городе уже есть губернаторский джаз-клуб «Геликон» и международный фестиваль «Джаз у Старой крепости».

Одной из джазовых столиц сегодня уже можно назвать и Краснодар. Там есть оркестр Георгия Гараняна, концертное объединение «Премьера», там много музыкантов, которые выступают и играют не только по всему Краснодарскому краю, но и по всей стране.

Джазовая школа есть в Архангельске, а недавно джаз усилил свои позиции и в Иркутске, на родине Дениса Мацуева, который, кстати, просто великолепно играет джаз. Новый фестиваль «Ангара-Джаз» имеет все шансы стать одним из самых заметных в стране.

Если вернуться к нашему первому фестивалю в Петербурге, то его цель – найти точки пересечения между джазом и другими музыкальными жанрами и показать, как это делают композиторы и исполнители из других стран. И в этом смысле каждый фестивальный день – это новый штрих к портрету джаза.