Реликвии Позье выходят в свет
В Галерею драгоценностей Эрмитажа возвращаются после реставрации пять шедевров Иеремии Позье«Я и представить себе не мог, что однажды смогу отреставрировать всего Позье», – признается Игорь Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа.
В одной из комнат реставрационных мастерских еще лежит под микроскопом в пластмассовой коробке инкрустированная рубинами и бриллиантами золотая табакерка с фигурными завитками: специалисты только что завершили финальные штрихи ее восстановления. Совсем скоро изящный предмет окажется на витрине в Галерее драгоценностей, где уже красуются отреставрированные шедевры Иеремии Позье – мушечницы и табакерки.
Ювелир франко-швейцарского происхождения, Иеремия Позье трудился при дворе трех российских императриц – Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Второй, заслужив признание каждой из них.
«Для своего времени Позье был новатором: он использовал новые материалы и смелые приемы, а его броши в виде цветочных букетов, изготовленных для Елизаветы Петровны, демонстрируют непревзойденное мастерство: изысканные, филигранные композиции из цветов дополняют детали в виде бабочек и насекомых», – рассказывает Игорь Малкиель.
Ювелирный бренд Posié, основанный алмазодобывающей компанией «Алроса», выбрал Позье своим вдохновителем. Имя легендарного ювелира важно для российского ювелирного дома как символ преемственности традиций в отечественном ювелирном искусстве и олицетворение связей между богатым ювелирным наследием страны и творчеством современных мастеров.
В рамках культурно-просветительской инициативы #вСветеPosié бренд развивает сотрудничество с крупнейшими культурными институтами страны, поощряя изучение и возрождение лучших традиций российского ювелирного и гранильного искусства.
Во время реставрации под эгидой этого масштабного проекта специалистам Государственного Эрмитажа удалось восстановить пять ювелирных изделий, созданных Иеремией Позье в середине XVIII в.: табакерку с рубинами, табакерку с корзиной цветов из бриллиантов и сапфиров, табакерку из чеканного золота с вензелем императрицы Елизаветы Петровны, мушечницу с двуглавым орлом в технике зеленой эмали и круглую мушечницу с двуглавым орлом из черной эмали и бриллиантовым вензелем той же владелицы.
В мушечницах глава российского престола хранила мушки из черного бархата или тафты, которые шли в ход для тонких невербальных намеков на великосветских балах и приемах, а в табакерках – любимый нюхательный табак. Правление Елизаветы II совпало с «веком табака» в европейской истории: в это время табакерки вошли в число обязательных атрибутов светского туалета. Императрица с удовольствием заказывала их для себя, принимала в дар и даже награждала отличившихся придворных. Реставраторы проделали кропотливую и тщательную работу: восстановили поблекшие эмали, потускневшие зеркала и поврежденные крепления драгоценных камней, удалили темный налет на золотых элементах и устаревшие мягкие припои из олова и свинца. В ходе реставрации специалисты обнаружили следы работы своих предшественников – остатки воска и клея, которые применялись столетие назад, в отсутствие современных технологичных решений.
Игорь Малкиель отмечает, что в век цифровых технологий понятие «золотые руки» не теряет значимости. «Лишь в совершенстве владея ремеслом, реставратор сможет получить максимальный результат от использования оборудования; вдохнуть новую жизнь в произведения искусства могут только руки мастера», – подчеркивает Игорь Карлович.
Один из старейших российских музеев и современный российский ювелирный дом едины во мнении, что преемственность поколений и традиций – в союзе высокого искусства и высоких технологий. Этот союз одновременно и хрупок, и прочен, а в его основе – знания, руки и память.