ОЖД недогрузила лом черных металлов

Потеря западных рынков и продление квот привели к отставанию от плана почти на треть
Изменить ситуацию может поиск новых рынков сбыта. Они есть в странах Юго-Восточной Азии и в Китае

По итогам января 2023 г. погрузка лома черных металлов (используется в производстве стали) на Октябрьской железной дороге составила лишь 71% от плана. Недогрузка 29% говорит о серьезных проблемах, которые сложились в связи с западными санкциями.

Несмотря на то, что лом черных металлов в общих показателях погрузки ОЖД занимает порядка 0,8%, данная номенклатура входит в третью категорию грузов по железнодорожной классификации. Это означает, что компания получает с ее перевозки наибольший доход, поэтому дорога может возить эту категорию груза лишь в небольших объемах.

Стоит отметить, что в январе из 30 заявленных номенклатурных групп грузов ОЖД выполнила план по 14 и не выполнила по 16. Несмотря на это, компания завершила первый месяц с выполнением плана на 101,7%.

В январе текущего года ОЖД поставила перед собой план погрузки лома черных металлов в 47 500 т, а реальная погрузка составила лишь 33 500 т, то есть в фактическом выражении компания недогрузила 211 вагонов. При этом в январе 2022 г., до введения санкций и изменения логистики план был меньше – 44 000 т.

ОЖД обслуживает ряд крупных предприятий, которые формируют рынок лома черных металлов. Такие объекты есть в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Пскове, Петрозаводске, Твери и т. д. Но в новых экономических реалиях производители готовой продукции – металлурги – снижают обороты производства. Это связано с закрытием рынка Европы. В общей сложности Россия потеряла потребителей порядка 25-30 млн т лома, и в течение нескольких лет эту проблему не перекрыть.

При этом правительство РФ до 30 июня 2023 г. продлило сроки действия тарифной квоты на экспорт за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) лома и отходов черных металлов. Но квота была уменьшена с 1,35 млн т до 600 000 т. Распределителем квот выступает Минпромторг. 

Изменить ситуацию в лучшую сторону может поиск новых рынков сбыта. Они есть и находятся на Востоке, например, в странах Юго-Восточной Азии. Другой путь – нарастить экспорт в Китай, который начал снимать коронавирусные ограничения.

Но вопрос наращивания поставок упирается в развитие логистических маршрутов и возможности «переварить» такие объемы лома. Например, перенаправить на Восток выпавший европейский рынок можно было бы с помощью второго пути Байкало-Амурской магистрали (БАМа) и дальше в порты, но морские маршруты сейчас перегружены, а порты Ленобласти и Санкт-Петербурга слишком удалены от азиатских государств. Развитию морских связей мешают также санкции, но не стоит забывать об альтернативных маршрутах, таких как Северный морской путь в Китай и другие азиатские страны, или «Север–Юг» в Индию через Иран. Однако они в силу разных причин пока остаются недооцененными. Правительство только с прошлого года начало активно заниматься развитием этих логистических направлений.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.