Туристическая отрасль не дождалась замены Booking.com

Удобного для всех отечественного агрегатора-лидера так и не появилось
Главной проблемой отечественных агрегаторов стало даже не столько отсутствие удобных для пользователей сервисов, сколько слабый маркетинг

Ровно год назад отечественный рынок покинули самые популярные системы бронирования гостиниц. Российские туристы, а главное – отели, начали впопыхах искать достойную замену привычным и удобным Booking.com, Tripadvisor, Airbnb и Expedia.

У отельеров относительно дальнейшего развития рынка было два ожидания. Во-первых, все рассчитывали, что сотрудничество с новыми агрегаторами станет намного выгоднее, чем с Booking.com, у которого были крайне высокие комиссионные – до 25% от стоимости клиента. Это было логично и обосновано, учитывая более низкое качество отечественных продуктов. Однако этого не случилось, и наши партнеры-агрегаторы фактически обязали отели платить ту же «дань», что и Booking.com. А, соответственно, финансовая модель и без того пострадавших отечественных гостиниц никак не улучшилась.

Вторым главным ожиданием отельеров был приход агрегатора-лидера: выгодного и удобного для всех. Однако лидер так и не случился: системы бронирования хоть и увеличили свою долю на рынке, однако остались примерно в тех же пропорциях. Так, на текущий момент доли игроков систем бронирований в общем объеме рынка распределяются примерно следующим образом: Ostrovok занимает 40%, 101hotel – 17,8%, «Яндекс.Путешествия» – 13,1%, Bronevik – 10,5%, «Академсервис» – 4,4%, Zabroniryi – 2,6%, Onetwotrip – 3,4%, «Суточно» – 3,3%, Tvil – 2,3%.

Что касается туристов, то с уходом зарубежных систем они надеялись получить взамен отечественный продукт, которым будет удобно пользоваться. Наиболее понятным для индивидуальных бронирований среди всех стал сервис «Яндекс.Путешествия». Многие другие проекты оказались более сырыми – перенасыщены информацией, в них не всегда проработан дизайн, он не ориентирован на потребителей, на вкладках слишком много избыточной информации о проектах, которая обычным туристам попросту не нужна. Также у отечественных агрегаторов не получилось создать качественные приложения, а алгоритм выведения в первую строку рекомендаций отелей остался непрозрачным. Если на Booking.com можно было найти до 30 000 отзывов об одном отеле, на основе которых пользователи могли сделать выводы, подходит ли им этот проект, то на том же «Островке» число отзывов остается мизерным. В целом появилось большое количество новых, но пока непонятных и неудобных продуктов. Гостиницы начали бронировать в том числе на «Циан» и на «Авито».

Зачастую обычному туристу гораздо проще не разбираться в новых продуктах, а обратиться к туроператору. Тем более что они уже успели переориентироваться на внутренний туризм и за счет долгосрочных контрактов с авиаперевозчиками, РЖД, отелями, ресторанами, музеями и всем, кто участвует в туристической цепочке, предлагают выгодные условия.

Но главной проблемой отечественных агрегаторов стало даже не столько отсутствие удобных для пользователей сервисов, сколько слабый маркетинг. Ни одной из систем бронирования не удалось создать у потребителей четкой ассоциации: для бронирования отеля вам только сюда.

Будущее агрегаторов в России видится в сегментировании. Каждый из них займет свою нишу и долю: где-то можно будет забронировать апартаменты, где-то – отели, другие будут специализироваться на люкс-сегменте или глэмпингах. В целом отечественный рынок еще слишком юн, поэтому пока придется наблюдать за его развитием и становлением.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.