Потребительский рынок впал в кризис

По итогам 2022 г. розничный товарооборот Петербурга снизился на 12,5%, и это стало худшим показателем за последние годы
Одной из существенных причин, влияющих на состояние отрасли, стало снижение доходов населения

Власти считают, что справились с вызовами 2022 г. Однако их риторика слабо коррелируется со статистикой, включая ситуацию на потребительском рынке страны. Сегодняшнюю картину с натяжкой можно сравнивать с началом пандемии, с кризисами 2014 или 2008 годов.  Даже по официальным данным, розничный товарооборот Санкт-Петербурга по итогам 2022 г. снизился в физической массе на 12,5%, и это один из худших показателей за последние несколько лет.

В продуктах питания как наиболее консервативной категории динамика розничного товарооборота в штуках, литрах, килограммах стремится к нулю, в денежном же выражении сегмент продемонстрировал рост, сопоставимый с продовольственной инфляцией. В non-food показатели Санкт-Петербурга (впрочем, как и всей России) гораздо хуже. В физическом выражении продажи упали почти на 20%, в денежном выражении – на 5,6%. При этом в отдельных категориях товаров мы видим обвал на 30–40% и более.

Впервые за последние 7 лет в России зафиксировали падение продаж смартфонов примерно на 20%, хотя еще недавно казалось, что это непотопляемая товарная категория. Снижаются двузначными темпами продажи одежды, мебели, строительных материалов, а ситуация в автомобильном ритейле просто катастрофична.

Одной из существенных причин, влияющих на состояние отрасли, стало снижение доходов населения. Мы видели, как они падали в прошлом году, правда, и здесь не обошлось без приключений. По нашим оценкам, доходы снизились не меньше чем на 2,5%. Но Росстат порадовал более сдержанной динамикой – по данным ведомства, в 2022 г. снижение составило всего 1,4%, более того, в IV квартале был даже зарегистрирован их рост.

Говоря о реальных доходах населения, хочу подчеркнуть, что в России они падают начиная с 2013 г., и отрицательная динамика достигает уже почти 7% за истекшие 10 лет. Это напрямую влияет на потребительскую активность. Так, например, в 2013 г. в стране было продано чуть меньше 3 млн новых автомобилей, после чего объемы продаж были ниже в 1,5–2 раза. Или, например, в 2015 г. было введено больше 50 млн кв. м жилой площади в многоквартирных домах, а в 2022 г., несмотря на все меры поддержки спроса, только 45,5 млн кв. м.

Теперь что касается очередного вынужденного импорто- и брендозамещения. Если взглянуть на сегодняшнюю ситуацию глазами ритейла, можно понять, что розничным компаниям по большому счету не важно, что продавать, ведь покупать будут все равно. Да, розница хотела бы торговать Chanel и Prada, но даже если в ассортименте остается лишь ноунейм и «белорусский трикотаж», потребность населения в одежде никуда не денется. Аналогичная история уже коснулась продуктов питания и других товаров – иных вариантов у торговых сетей не остается. Зато проблемы, связанные со снижением реальных доходов населения и падением покупательной способности, налицо.

Да, мы видим, что можно перейти на произведенную в России упаковку для продуктов питания, перестроить бизнес-процессы, изменить рецептуру и ассортимент и в какой-то степени выиграть. Но речь уже идет про выживание, а не про полноценный доход и большую прибыль. Хуже всего, что покупательская способность, которая и так в последние годы не была особенно высокой, в ближайшей перспективе продолжит снижаться: финансовые проблемы россиян будут усугубляться, станет нарастать число случаев банкротства частных лиц по кредитам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.