Свой бизнес ближе

После 15-20 лет работы в найме сотрудники все сильнее хотят свой бизнес
Если компании не примут меры, то рискуют потерять ценных работников

Каждый третий россиянин мечтает открыть собственный бизнес, следует из исследования компаний «Работа.ру» и «Деловая среда». Примечательно, что одним из самых желанных мест для запуска своего дела стал Санкт-Петербург: 14% опрошенных хотели бы открыть бизнес в этом городе. Выбор неудивительный — Петербург уже который год подряд борется с Москвой за звание самого лучшего региона по качеству жизни населения. Несмотря на санкционные ограничения, город выстраивает новые логистические маршруты в сторону Юго-Восточной Азии, развивает промышленность и привлекает инвестиции.

Также оказалось, что к предпринимательству стремятся не только молодые люди, но и сотрудники со стажем работы в найме от 16 до 20 лет. Почему же опытные сотрудники все чаще предпочитают рискнуть и запустить свое дело, а не развиваться в найме? В большинстве компаний, которые работают по классической системе управления, сотрудник рано или поздно становится профессионалом своего дела и видит, как потенциально улучшить свою работу и качество услуг бизнеса для клиента. В то же время жесткие структуры и подходы к управлению не дают сотруднику возможности реализовать свои идеи. Регламенты, должностные инструкции и KPI буквально говорят ему: «Делай свою работу, выполняй приказы начальника и не смотри по сторонам». 

Если в начале карьеры это кажется справедливым, так как человек нарабатывает опыт, то со временем сотрудники все больше и больше теряют мотивацию работать в такой структуре. Сложно ответить самому себе на вопрос: «Какой результат моей работы? Почему мои идеи не слышат?» В этот момент всегда появляется желание попробовать поработать на себя, где у человека в руках будут все полномочия и права принимать собственные решения.

Вероятнее всего, тренд на предпринимательство среди сотрудников в найме продолжит расти, если компании не предпримут меры. Бизнесу не выгоден уход опытных и лояльных работников, так как придется тратить время и ресурсы на наем и обучение новых. Отток самых инициативных и квалифицированных сотрудников приведет и к другой тяжелой проблеме — компания потеряет потенциал и возможности для развития.

Чтобы решить вопрос с оттоком специалистов в бизнес, компании могут начать создавать программы внутреннего предпринимательства. Если дать сотрудникам возможность развивать собственные проекты внутри компании, от этого выиграют обе стороны. Работники смогут почувствовать себя предпринимателями в безопасной для себя среде, а компании получат идеи для новых прибыльных проектов.

Чтобы программы внутреннего предпринимательства работали, сотрудников необходимо поощрять финансово. Лучшие условия — предложить работнику 20% от прибыли, которую принесет новый проект, или которую удастся сэкономить на новой инициативе.

Разумеется, не все предпринимательские инициативы сотрудников будут успешными – появятся и провалы. Однако сотрудники, которые попытались сделать предпринимательский проект внутри компании и провалились — одни из самых ценных кадров. Они получили колоссальный опыт и, возвращаясь на свое прежнее место работы, используют другие подходы. Когда этот подход станет новым стандартом на рынке труда, высококвалифицированные кадры перестанут уходить из найма для того, чтобы проявить себя в предпринимательской среде.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.