Полигоны vs мусоропереработка: а нужен ли выбор

Постановка вопроса о «добре и зле» при формировании системы обращения с отходами сегодня некорректна
Стратегия обращения с отходами строится на балансе экологической целесообразности и экономической эффективности

К 2025 г. в рамках единой концепции Санкт-Петербурга и Ленинградской области по обращению с ТКО в двух регионах должны заработать пять заводов по переработке отходов. При этом в Ленобласти планируется закрыть большую часть полигонов. Строительство заводов уже вызвало негативный отклик со стороны части населения. С другой стороны, разрастание полигонов тоже подпитывает недовольство жителей. Настал момент разобраться, насколько оправданы все «страшилки» про мусороперерабатывающие и мусоросжигающие заводы. И так ли страшны современные полигоны?

Ответ не так прост. Стратегия обращения с отходами как региональная система строится на балансе экологической целесообразности, региональной морфологии отходов, уровня развития инфраструктуры и экономической эффективности. Причем в настоящее время, да и в среднесрочной перспективе ключевым фактором всей работы с отходами будет оставаться транспортировка. Сейчас она составляет до 80% всех операционных расходов. Поэтому выбор места и даже типа объекта при проектировании региональных систем обращения с отходами сейчас во многом определяется длиной «плеча транспортировки». Это экономика, с которой не поспоришь.

А дальше начинаются заблуждения. Первое: полигоны наносят вред экологии. Это не так. Вопрос экологичности полигона — на самом деле это вопрос самой технологии захоронения. Например, в Финляндии все полигоны «закрытые» (как саркофаги). Выделяемый ими биогаз используется в энергетических целях. А перерабатываемые отходы «выгружаются» и превращаются в сырье для сельского хозяйства. После этого загружается «новая порция» отходов для переработки. То есть и полигон может быть комплексом замкнутого цикла. На месте такого полигона даже нет неприятных запахов. То есть насколько безопасным может быть полигон – это всего лишь вопрос используемой технологии.

Другое стойкое заблуждение: заводы по сжиганию мусора дают вредные выбросы в атмосферу. И это не так. Технологически эффективные мусоросжигающие заводы дают ноль выброса вредных веществ в атмосферу. Например, мусоросжигательный завод Шпиттелау находится в центре столицы Австрии, в Вене. Завод был построен еще в 1971 г. Но его не снесли, а реконструировали в 2012-2015 гг. На Шпиттелау утилизируют до 250 000 т мусора в год или около трети всех городских отходов. При этом он интегрирован в городскую систему теплоснабжения и штатно производит 60 МВт тепловой энергии, то есть снабжает теплом и электроэнергией центр Вены.

Сортирующие или перерабатывающие комплексы сегодня считаются ядром «зленого развития». Но и здесь есть свои проблемы. Считается, что они очень дороги как с позиции строительства, так и с позиции эксплуатации (например, за счет высокой доли ручного труда). Поэтому во всем мире их рыночная экономическая эффективность низка: рентабельность по чистой прибыли – от минус 4% до плюс 7%. Действительно, на сегодняшний день в мире пока не разработаны экономически эффективные автоматизированные технологии разделения и переработки фракций. А в России и рынок вторичного сырья до сих пор находится в зачаточном состоянии, частных инвесторов не привлекают такие проекты.

Поэтому постановка вопроса о «добре и зле» при формировании системы обращения с отходами сегодня некорректна. В каждом конкретном случае нужно моделировать оптимальную систему, как уже говорилось выше, с позиции баланса экономики и экологии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.