Петербургская ОЭЗ ждет «зеленые» проекты

Особые экономические зоны могли бы стать площадкой для тестирования «зеленых» технологий
Для дополнительного стимулирования применения экологически устойчивых практик внутри ОЭЗ можно разработать соответствующие льготы для резидентов

По итогам ESG-рэнкинга регионов и городов Евразийского экономического союза Национального рейтингового агентства Санкт-Петербург вошел в топ-5 по значению итогового ESG-индекса и занимает второе место после Москвы. Комплекс всех основных аспектов недавно принятого Генерального плана города также направлен на устойчивое развитие.

Несмотря на уход на второй план повестки ESG из-за обострения других проблем в экономике, она не потеряла своей актуальности, а в будущем только усилит свое влияние на экономические процессы. В такой переходный период формирования ESG-стратегии на уровне Петербурга многие аспекты и практики устойчивого развития можно было бы протестировать и освоить на таких площадках, как территории с преференциальным режимом, и в первую очередь в особых экономических зонах (ОЭЗ). Например, компании, работающие в области возобновляемой энергетики, энергоэффективности, управления отходами или экологического строительства, могут использовать ОЭЗ, где сконцентрированы предприятия разных отраслей и классов опасности, как экспериментальную площадку для их продуктов и технологий.

В мировой практике широко распространена возможность компенсировать углеродный след за счет финансирования низкоуглеродных проектов, которые также можно размещать в ОЭЗ. В России такие возможности есть, и, если предложить их отечественному бизнесу, они могут стать важным источником инвестиций, а в отдельных случаях — и технологий в российскую экономику. Интерес к этому уже показали банки, которые активно помогают компаниям привлекать финансирование, выступая организатором зеленых размещений. К примеру, Газпромбанк финансирует проекты, которые позволяют рационально использовать природные ресурсы, приводят к снижению негативного воздействия на окружающую среду и способны принести весомую экологическую отдачу. Ежегодно с 2014 г. доля финансирования на эти цели увеличивается в среднем в три раза. На сегодняшний день Газпромбанк, по независимым оценкам, контролирует 60% российского рынка «зеленого» финансирования, что составляет около $2 млрд. Качественную ESG-экспертизу и специальные ставки для зеленых проектов предлагает и «Сбер».

Внедрение стратегии устойчивого развития, контроль за исполнением и постоянное рейтингование российских ОЭЗ уже показало свою жизнеспособность. УК ОЭЗ «Санкт-Петербург» одной из первых российских ОЭЗ в 2021 г. разработала и приступила к внедрению соответствующей стратегии. В результате сегодня петербургская площадка занимает третье место в ESG-рейтинге среди 15 ОЭЗ России. Показательными можно считать полный отказ за 2 года от опасных отходов, рост на 50% затрат резидентов ОЭЗ на НИОКР – до 4,2 млрд руб., или рост на 600% объема закупок у местных поставщиков товаров и услуг (Петербург и Ленобласть). Все эти показатели входят в перечень оценки стандартов устойчивого развития.

Это пример пилотного проекта в рамках ограниченной территории, который можно масштабировать и на другие площадки, а в перспективе – на весь город. Для дополнительного стимулирования применения экологически устойчивых практик и стандартов участников внутри ОЭЗ можно разработать и ввести соответствующие льготы для ее резидентов.

На территории ОЭЗ могут развиваться зеленые проекты за счет прямых иностранных инвестиций (например, из Китая, являющегося лидером в сфере «зеленых» технологий), венчурного финансирования для стартапов или кредитов и грантов от государственных структур. Учитывая специфику ОЭЗ, затраты на эти проекты будут ниже, чем за периметром таких территорий. При этом здесь может возникнуть синергетический эффект за счет слияния таких инвестиций с усилиями в области научных исследований и образовательных программ. ОЭЗ технико-внедренческого типа, к которым относится ОЭЗ в Петербурге, ориентированы на сотрудничество с университетами и исследовательскими институтами. И в число тем для исследований может быть внесена и область «зеленых» технологий и устойчивого развития. ОЭЗ в этом случае выступят как площадкой для научной работы, так и объектом изучения результатов этой работы на практике – на предприятиях резидентов.

История мировой экономики показывает, что в период кризиса происходят значительные изменения. И именно перемены в сторону «зеленой» экономики, технологического и устойчивого развития могут стать основой для посткризисного роста экономики в России. А такие территории преференциального режима, как ОЭЗ, могут сыграть значительную роль в экологизации экономики, продвижении экологической повестки в целом и развитии «зеленых» технологий внутри страны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.