Чем грозит транспортным компаниям закрытие границы с Финляндией
Помимо роста временных издержек закрытие финских КПП уже привело к серьезному удорожанию перевозокОчевидно, что это лишь усилит растущую тенденцию в международной торговле и логистике в РФ – разворот на Восток и Юг
С 30 ноября Финляндия закрывает все пункты пересечения границы с Россией. Эта мера не может не отразиться на рынке транспортных перевозок Северо-Запада.
Напомню, что с 00:00 часов 24 ноября этого года были закрыты 8 из 9 пунктов пропуска на границе с РФ. 18 ноября закрылись КПП «Ваалимаа», «Нуйямаа», «Иматра» и «Нииралаа», 25 ноября прекратили работу «Келлоселькя», «Куусамо» и «Вартиус». Единственным погранпереходом, через который возможно было пересечь сухопутную границу Финляндии с Россией, до сегодняшней даты оставался КПП «Райя-Йоосеппи» (МАПП «Лотта» с российской стороны). Но и этим погранпереходом мало кому удалось воспользоваться, его использование для осуществления коммерческих международных перевозок грузов экономически было невыгодно, а с 30 ноября КПП уже не будет пропускать ни транспорт, ни физических лиц.
Сейчас для поставок из Финляндии экспедиторские компании используют маршрут через Эстонию, где необходимо задействовать паромную переправу, а также заранее резервировать время прохождения пунктов пропуска. В качестве примера, на 24 ноября ближайшим временным слотом была дата 5 декабря. Есть варианты пересечения Российско-Латвийской границы через МАПП в Псковской области. Здесь автомобили скапливаются в живую очередь, время ожидания в которой постоянно увеличивается.
Помимо временных издержек закрытие финских КПП уже привело к серьезному удорожанию перевозок по этому направлению. В среднем стоимость поставки товара из центральной части Финляндии в Петербург или Москву уже возросла минимум в два раза. И это не предел.
Стоит отметить, что отрасль грузоперевозок на Северо-Западе, традиционно ориентированная на Европу, испытывала непрекращающееся давление с февраля 2022 г. В первые же дни после начала СВО логисты столкнулись с отменой поставок автомобильным транспортом из Финляндии, Швеции и Норвегии. Причем речь шла не о поставках товаров, которые оказались включенными в списки первых пакетов санкций. В большинстве случаев это был принципиальный отказ иностранных производителей вести какой бы то ни было бизнес с Россией. Поставки прекращались даже в адрес дочерних компаний в РФ. По статистике финской таможенной службы, по итогам 2022 г. количество финских компаний, работающих с Россией, снизилось на 85%, товарооборот между странами упал с $13 до 4,8 млрд. Экспорт российский товаров из России в Швецию сократился на 87%, тогда как импорт шведских товаров в Россию упал на 67%, следует из статистики шведской таможенной службы за девять месяцев 2022 г.
Ситуацию осложнило решение основных морских линий об отмене судозаходов в российские порты. За этим последовал запрет въезда в ЕС тягачей и прицепов, зарегистрированных в РФ. Ответные меры Правительства РФ в сентябре 2022 г. и июне 2023 г. установили баланс в осуществлении международных автомобильных перевозок и в некоторой степени облегчили ситуацию для перевозчиков и владельцев таможенных терминалов на Северо-Западе. Но общее падение товарооборота между РФ и ЕС привело к тому, что в первой половине 2022 г. часть перевозчиков Северо-Запада обанкротилась или была вынуждена простаивать, неся серьезные убытки. Экспедиторским компаниям на фоне сжатия рынка пришлось идти по пути оптимизации расходов – в первые месяцы наблюдались серьезные сокращения сотрудников, а также уменьшение расходов на аренду офисов и складов. Вышеперечисленные негативные тенденции на логистическом рынке не могли не сказаться на стоимости перевозки – в некоторые моменты рост стоимости услуг возрастал в 3-4 раза.
Самым серьезным образом изменился сам механизм работы экспедиторских компаний. Если до введения санкций основным препятствием на пути международной торговли бизнес считал контроль со стороны таможенных органов РФ, то с марта 2022 г. и весь текущий год основными проблемами стали прохождение процедур согласования различных разрешительных ведомств стран ЕС, разработка маршрута, поиск подрядчиков, трансграничные валютные переводы.
С разворотом логистики на Восток не все автовладельцы смогли найти себе место в данных международных цепочках. Частично решение нашлось в росте спроса на внутренние перевозки и переориентации на рейсы внутри страны, особенно в новые российские регионы. На прошедшей недавно в Петербурге логистической конференции «ТрансЛогистика» грузоотправители уже фиксировали дефицит предложений от перевозчиков.
На конец 2023 г. ситуация начала несколько стабилизироваться: мы начали наблюдать тенденцию к восстановлению рынка морских и автомобильных перевозок в СЗФО. Но ситуация на границе с Финляндией станет для отрасли новым вызовом. К текущим сложностям (проблемам с трансграничными переводами в страны ЕС, росту тарифов и нестабильности сроков поставки) добавились закрытые границы. Очевидно, что это лишь усилит растущую тенденцию в международной торговле и логистике в РФ – разворот на Восток и Юг. Поэтому логистической отрасли в ближайшем будущем отдыхать не придется – это время постоянного обучения и напряженной работы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.