Зачем конгрессно-выставочной индустрии свой закон
Принятие документа позволит развить сферу в полноценную отрасльПринятие отраслевого закона позволит упорядочить более 40 отраслевых нормативно-правовых актов, частично противоречащих друг другу
Конгрессно-выставочная индустрия – зеркало, двигатель и уникальный инструмент пересборки экономики, построения новых связей и логистических цепочек в условиях геополитической турбулентности. Так, за 2023 г. в России только промышленных выставок было более 1500. Их посетили свыше 15 млн человек. С учетом стоимости контрактов, которые заключаются на событиях, отрасль генерирует до 8% ВВП страны.
Мероприятия также стали новыми институтами социализации и формирования гражданского общества. Например, выставку «Россия» на ВДНХ посетили уже 13 млн человек. И каждый проникся чувством гордости за страну и ее достижения.
Отрасль признана системообразующей на самом высоком уровне. По поручению президента России Владимира Путина с 2021 г. разрабатывались меры по ее поддержке. В сентябре 2023 г. впервые в истории РСВЯ Правительство РФ утвердило Стратегию развития конгрессно-выставочной деятельности, а также дорожную карту по ее внедрению. Теперь это – новая точка отсчета, рождение отрасли. Главная цель документа – повышение эффективности продвижения на внутренний и внешний рынки российских товаров и услуг, результатов научной деятельности через выставки, конгрессы и форумы.
В апреле 2024 г. Правительство обновило дорожную карту. Документ продлен до 2030 г. Он предполагает расширение мер финансовой поддержки, утверждение федеральных и региональных стандартов, учреждение конкурсов и премий для лучших представителей отрасли, создание инвестиционных условий и т. д.
Теперь очередь за отраслевым законом. Его принятие давно назрело. Конгрессно-выставочная индустрия должна получить «свидетельство о рождении». Закон позволит систематизировать деятельность, упорядочить более 40 отраслевых нормативно-правовых актов, частично дублирующих и противоречащих друг другу, закрепить понятийный аппарат, определить полномочия органов власти, создать условия, стимулы и возможности для инвестирования в строительство необходимой конгрессно-выставочной инфраструктуры. Сейчас ей обеспечены всего 24 региона РФ.
Разработанный законопроект – результат многолетнего синергетического труда РСВЯ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Министерства промышленности и торговли. Он прошел все необходимые консультации и направлен в Министерство для вынесения на голосование в Госдуму. Принятие закона даст толчок развитию конгрессно-выставочной индустрии и позволит развить ее в полноценную отрасль.
Еще одна важная инициатива, которая также поддержана президентом РФ Владимиром Путиным, – содействие участию малого и среднего бизнеса в конгрессно-выставочных мероприятиях. Сами представители МСП оценивают такую услугу как один из самых востребованных видов поддержки. В нынешних условиях ключевая задача – найти новых партнеров, поставщиков, рынки сбыта.
Если не учитывать Москву и Петербург, только 0,1% субъектов МСП в регионах России получают помощь, чтобы выезжать на выставки. Поэтому важно эту меру сохранить и расширить. Представители МСП должны участвовать в гораздо большем количестве мероприятий внутри страны. Чтобы стать экспонентом, с учетом командировочных расходов, застройки стенда, аренды площади требуется потратить не менее 1 млн руб. Для МСП это большие деньги, которые нужно забирать из оборота. Когда часть расходов субсидируется, участие становится максимально ответственным и эффективным. Бизнес получает «не рыбу, а удочку».
Сейчас это направление катастрофически плохо финансируется. Только 0,15% российских компаний получают поддержку. В Китае большинство малых и средних предприятий могут компенсировать до 50% затрат. Поэтому там выставки бьют все рекорды по площадям, количеству участников и посетителей. Невероятные результаты показывает, например, Кантонская ярмарка в Гуанчжоу: 25 000 экспонентов, более 1 млн кв. м площадь экспозиции, объем сделок только в китайском национальном павильоне – $30 млрд, 250 000 иностранных посетителей.
Чтобы войти в четверку крупнейших экономик мира и обеспечить технологический суверенитет страны, необходимо быть конкурентоспособным и перенимать передовой опыт в поддержке бизнеса и продвижения отечественной продукции. Ориентироваться мы должны на лучших.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.