Потолок роста для экономики

Что может помешать дальнейшему росту промышленного производства в Петербурге
По мере увеличения процентной ставки по кредитам начнется спад инвестиций в экономику и, как следствие – снижение темпов роста

В России на фоне сложной геополитической ситуации и массовых санкций произошли определенные структурные сдвиги в промышленном производстве. Однако Петербург они практически не затронули, структура петербургской промышленности в целом сохраняет свои пропорции. Снижение промышленного производства у нас наблюдалось до осени 2022 г., а затем начался достаточно быстрый рост, который продолжается до сих пор. По данным Петростата, объем промпроизводства в январе-мае 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 10,8%. Но этот прирост уже практически достиг потолка.

Наша промышленность откликнулась на неблагоприятные события тем, что начала процессы импортозамещения и налаживания производства той продукции, которая раньше импортировалась. Быстрые темпы восстановления и роста в отдельных сегментах опирались на имеющуюся производственно-техническую и технологическую базу, на существенный резерв мощностей на ряде промышленных предприятий. Если наблюдается резкий всплеск объемов производства, чаще всего это связано с эффектом низкой базы и восстановлением производства, остановленного из-за отсутствия комплектующих – это прежде всего автокластер. Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов увеличилось в 3,8 раза, прирост производства прочих транспортных средств и оборудования составил 31,8%, а ремонт и монтаж машин и оборудования – 21%.

Но если мы сравним текущие показатели с данными за тот период, когда еще не начали действовать санкции, то поймем, что на самом деле сейчас происходит не рост, а скорее, восстановление. Например, производство автотранспортных средств, показавшее прирост в этом году в 3,8 раза, пока что лишь на 25% восстановилось к значениям 2021 г. И здесь восстановление промышленного производства только начинается, потенциал для роста огромный, и сейчас речь идет об удовлетворении текущего спроса.

В сфере автомобилестроения освободившиеся ниши заполняются отечественными автомобилями, невзирая на то, что на рынок моментально пришел с предложениями Китай. Китайские бренды нацелились на средний ценовой сегмент и быстро его заняли. Однако в нижнем сегменте до сих пор нет качественного предложения. И это создает для отечественных автопромышленников прекрасную возможность для масштабирования. Если у нас появятся новые автомобили стоимостью до 1 млн руб., спрос на них будет очень весомым и долгосрочным с практическим отсутствием в этом сегменте любых других конкурентов.

На втором месте по увеличению объемов производства в этом году находится выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий – рост составил 1,5 раза. И данная отрасль, с учетом дальнейших запретов на поставки в нашу страну компонентов для радиоэлектронной промышленности, имеет существенный потенциал роста на основе как российских, так и иностранных технологий, поставляемых из дружественных стран. Ключевым потребителем в этом сегменте является не только оборонно-промышленный комплекс, но и гражданские сектора экономики также переходят на использование и российского электронного оборудования, и отечественного ПО.

Рост металлургического производства связан с обеспечением потребностей экономики: судостроения, в том числе гражданского, автомобилестроения, тяжелого машиностроения. Все мероприятия, так или иначе связанные с инфраструктурным строительством, тоже требуют металла.

На российском рынке промышленного производства сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, мы видим повышенный спрос на продукцию обрабатывающих производств и новые ниши. С другой, можно говорить о том, что темпы прироста практически достигли «потолка». И это связано сразу с несколькими ключевыми факторами. Первое ограничение – это кадры. Острая нехватка сотрудников на фоне повышенного спроса на продукцию приводит к системным переработкам и острой конкуренции за кадры, что выливается в опережающий рост зарплат. Но быстро восполнить кадровый дефицит не получается, поскольку нужны высококвалифицированные рабочие, на подготовку которых потребуется несколько лет. Сложившаяся ситуация  приводит к резкому росту затрат на оплату труда в структуре себестоимости, что либо тянет вверх цены, либо приводит к крайне низкой рентабельности производства. 

Вторым существенным ограничением является дефицит инвестиционных ресурсов в форме дешевого и долгосрочного ссудного капитала. Чтобы обеспечить дальнейший рост производства, нужны доступные финансы. Сейчас отчасти ситуацию спасает Фонд развития промышленности (ФРП), который на фоне существующей процентной ставки в 16% предлагает промышленным предприятиям льготные кредиты по ставкам до 5%. Благодаря этим средствам многие компании, которые подходят под требования фонда, могут позволить себе расширение, модернизацию, освоение производства новой продукции.

Но для тех предприятий, которые не вписываются в параметры Фонда развития промышленности, кредитные рыночные ставки являются практически заградительными и не дают развиваться. При этом ЦБ прогнозирует дальнейший рост ключевой ставки на фоне «перегрева» экономики.

С научной точки зрения «перегрев» экономики – это чрезмерно высокие темпы экономического роста в результате избыточного инвестирования за счет всех доступных источников, что приводит к исчерпанию ресурсов и рецессии. В российской экономике не наблюдается взрывных темпов роста и нет избыточного инвестирования. И именно повышение процентных ставок по кредитам может привести к тому, что компании перестанут инвестировать собственные и заемные средства, и вложения в развитие экономики будут производиться исключительно из государственных источников – в том числе за счет ФРП. В результате значительная часть компаний не сможет проводить модернизацию, мощности будут изнашиваться быстрее из-за работы в несколько смен. В текущих условиях инвестировать в кадры и в высокоэффективное, автоматизированное, роботизированное производство будет невыгодно. А значит, кадровый дефицит будет только обостряться.

Несомненно, промышленное производство в Петербурге продолжит расти, у города есть потенциал. Но по мере увеличения процентной ставки по кредитам начнется спад инвестиций в экономику и, как следствие – сокращение деловой активности и снижение темпов роста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.