Мошенники вышли на российских импортеров

Зачем нужна электронная база добросовестных контрагентов для российских компаний
Необходимо создать единую электронную базу добросовестных контрагентов, которая будет доступна всем заинтересованным в сотрудничестве отечественным организациям и организациям из дружественных стран

Российские импортеры все чаще становятся жертвами посредников-мошенников. Статистики о случаях мошенничества между участниками экспортно-импортных отношений пока нет. Однако с прошлого года в медиапространстве регулярно появляется информация о пострадавших компаниях. Например, недавно стало известно о бизнесмене из Ижевска, чья компания потеряла более 50 млн руб. – именно столько составил минимальный размер платежа, который требовал мошенник для оплаты товара.

Мошеннические схемы с посредниками начали развиваться в сложный период геополитических и макроэкономических изменений, а также сбоев в платежной дисциплине между участниками экспортно-импортных отношений. На фоне этого на рынке начала появляться информация о разного рода посредниках, которые вызывались помочь нашим соотечественникам в организации взаиморасчетов с зарубежными контрагентами. Однако распространение посреднических схем платежей привело на рынок мошенников, чьи компетенции простираются от Китая до Аравийского полуострова.

Мошеннических действий при посредничестве становится все больше. Например, аферисты под видом агентов предлагают импортерам помощь в проведении сделки с зарубежными поставщиками в местной валюте. Импортеру обещают отправить в Россию оплаченную продукцию, а агент за оказанные услуги должен получить вознаграждение в размере 5-7% от суммы сделки. Но фактически, как только мошеннику переводят средства, он сообщает заказчику, что «сделка сорвалась», и перестает отвечать на звонки.

Компании часто вводят в заблуждение и по другим причинам. Дело в том, что некоторые аферисты делают все возможное, чтобы их сайты находились на первых позициях в выдаче поисковых запросов. Благодаря этому мошенники получают регулярный поток звонков со стороны потенциальных жертв. Зачастую «агенты» выдают себя не просто за посреднический банк, а обещают заказчику целый комплекс услуг: покупка товара, логистика, оплата и не только.

Как показала первичная проверка нескольких посредников, все они в прошлом являлись гражданами России, но фактически в начале СВО переехали в зарубежные страны. При этом у них нет внушительного опыта и развитой инфраструктуры для оказания качественной поддержки по обеспечению гарантированных международных платежей. Нужно отметить, что их способы убеждения схожи с телефонными мошенниками. И, как правило, их жертвами становятся представители малого и среднего бизнеса, у которых нет необходимого опыта внешнеэкономической деятельности.

Становится очевидным, что именно сейчас как никогда важно выстроить четкий и прозрачный механизм взаимодействия благонадежных контрагентов стран-партнеров. И наилучшим вариантом может быть создание электронной базы данных добросовестных компаний, которая была бы доступна для всех отечественных и иностранных организаций и позволяла бы им оперативно определить перспективы взаимодействия друг с другом. Искренне надеемся, что такая база будет создана в ближайшем обозримом будущем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.