Раскрыть потенциалы

В СЗФО растет инвестиционная активность бизнеса и развивается логистическая инфраструктура
Расширение и усовершенствование производственных мощностей, а также пропускной способности логистики будут способствовать увеличению потенциала российской экономики. Но этот эффект проявится со временем

Инвестиционная активность бизнеса в первом полугодии 2024 г. возросла за счет увеличения внутреннего спроса, расширения географии экспорта, активизации импортозамещения, в том числе с использованием мер господдержки. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в России за I квартал 2024 г. выросли на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) – на 18%.

Помимо показателей статистики у нас есть оперативные данные, которые мы получаем непосредственно от предприятий. Так, данные недавнего опроса Банка России свидетельствуют о том, что инвестиционная активность бизнеса в первом полугодии 2024 г. расширилась во всех макрорегионах. Это было характерно для предприятий всех отраслей, особенно для добычи полезных ископаемых, строительства, сферы услуг и для отдельных обрабатывающих производств в металлургии и машиностроении. Например, крупное металлургическое предприятие существенно нарастило объем инвестиций, прежде всего в промышленные объекты Северо-Запада.

В условиях увеличения спроса на отечественную упаковку производители бумаги и бумажных изделий в СЗФО расширяли и модернизировали свои производственные мощности. А рост спроса на внутренний туризм стимулировал на Северо-Западе реализацию масштабных проектов в этой сфере. В целом предприятия сохраняют позитивные ожидания относительно динамики инвестиций в 2024 г. Но есть факторы, которые сдерживают инвестиционную активность. В частности, это нехватка квалифицированных кадров, трудности с логистикой и платежами. Недостаток сотрудников подталкивает предприятия к увеличению инвестиций в оборудование, технологии и повышение производительности труда. Например, крупный производитель бумаги СЗФО нарастил выпуск благодаря модернизации оборудования, а также повышению квалификации кадров.

Предприятия Северо-Запада развивают сотрудничество с отечественными логистическими компаниями. Это позволяет минимизировать задержки при отправке грузов. Например, крупный лесоперерабатывающий комплекс из Вологодской области в зависимости от загруженности транспортной инфраструктуры выбирает для экспортных поставок один из трех мультимодальных маршрутов с комбинированием железнодорожного и морского транспорта.

В нашем макрорегионе также активно реализуются проекты по развитию портовой инфраструктуры. В Мурманской области в рамках строительства морского торгового порта в конце 2023 г. был построен новый участок железнодорожной линии, которая в дальнейшем будет интегрирована в международный транспортный коридор «Север–Юг». Это позволит наладить поставки продукции предприятий Северо-Запада в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Увеличились объемы перевозки грузов на морской линии между Калининградской областью и портами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это требует дальнейшего расширения провозных мощностей. Например, в июне 2024 г. российская транспортная компания поставила на регулярную каботажную линию на данном маршруте контейнеровоз большей вместимости.

Расширение и усовершенствование производственных мощностей, пропускной способности логистики будут способствовать увеличению потенциала российской экономики. Но этот эффект проявится со временем.

Пока издержки компаний на покупку оборудования растут из-за высокой инфляции и дополнительно – из-за внешних ограничений. Это снижает для бизнеса возможности повысить производительность труда и провести техническое перевооружение, приводит к корректировке инвестпроектов. Низкая и стабильная инфляция, на возвращение к которой направлена денежно-кредитная политика ЦБ, позволит компаниям эффективнее реализовывать свои инвестиционные программы за счет более доступного финансирования и более умеренных издержек.

Сейчас инфляция превышает целевой уровень – вблизи 4%, а инфляционное давление остается сильным. Для того чтобы инфляция вновь начала снижаться, требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, а для возвращения инфляции к цели — существенно более жесткие денежно-кредитные условия, чем предполагалось ранее. Поэтому 26 июля мы приняли решение повысить ключевую ставку до 18% годовых и будем оценивать целесообразность ее дальнейшего повышения на ближайших заседаниях Совета директоров Банка России. По нашему прогнозу, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2025 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.