Зачем Ленинградской области глиноземный завод
И почему его не построить в условных «глухих сибирских лесах»Абсолютно безопасным не может быть ни одно предприятие, но экологические инциденты возникают чаще всего из-за человеческого фактора
В Ленинградской области проходят проектные изыскания для строительства завода по производству глинозема компании «Русал» мощностью 4,8 млн т в год, который уже вызвал широкий общественный резонанс. Один из часто задаваемых вопросов – почему завод решили построить именно в густонаселенной Ленинградской области, не в условных «глухих сибирских лесах».
Прежде всего стоит разобраться, зачем вообще понадобилось в России строить мощный глиноземный завод, основным сырьем для которого являются бокситы – руда, которую у нас даже не добывают. Глинозем нужен для производства алюминия. Сам глинозем получают из нескольких видов руд, в частности, из бокситов. Чтобы изготовить одну тонну алюминия, нужно иметь 4-5 тонн бокситовой руды. Около 70% мировых запасов этой руды находится в пяти странах — Гвинее, Австралии, Вьетнаме, Бразилии и Китае. То есть в тропическом и субтропическом поясах, где Россия не расположена.
Чтобы снабдить отечественную алюминиевую промышленность необходимым объемом сырья, 60% глинозема привозилось из других стран. У «Русала» есть четыре глиноземных завода в России и по одному — в Ирландии, Австралии, Гвинее, на Ямайке и Украине. За счет этого раньше компании удавалось самостоятельно обеспечивать себя сырьем для выпуска алюминия. Но поставки из Австралии и Украины прекратились, российской алюминиевой отрасли пришлось переключиться на поставки из Китая и Гвинеи. И если в ближайшие годы не заместить недостающие объемы сырья, вся алюминиевая промышленность начнет испытывать серьезные проблемы.
Зачем нужен новый завод в России – понятно. Но почему выбор пал именно на Ленинградскую область? Бокситы для глинозема будут завозить из Гвинеи. Соответственно, в непосредственной близости от предприятия нужен глубоководный порт с развитой транспортной инфраструктурой. Для этого подходит Усть-Луга, которая позволяет дальше развивать портовые мощности.
Производство глинозема является почти полностью безотходным, что важно для современной промышленности. Сам глинозем относят к малоопасным веществам — к 4-му классу опасности. Единственный продукт, который пока активно не перерабатывается и не применяется, — красный шлам. Его сгружают в шламохранилища. Это, конечно, не самое эффективное использование поверхности и других ресурсов. И именно этот вопрос сегодня является самым обсуждаемым и вызывает негативный отклик у населения.
Но сегодня уже есть ряд исследований, в которых говорится о том, что складирование красного шлама не несет серьезного экологического вреда, если соблюдаются все условия хранения. Более того, со временем участок шламохранилища может быть восстановлен в первоначальном виде. Да, красный шлам содержит щелочи и тяжелые металлы, но навредить экологии и здоровью населения может только при утечке.
Жители области акцентируют внимание на экологических последствиях работы предприятия, хотя еще неизвестно, ни где будет находиться завод, ни какие технологии будут применяться. Производство глинозема не опаснее предприятия по выработке солнечной энергии, на которых проблемы могут возникнуть, например, при утилизации солнечных панелей. Абсолютно безопасным не может быть ни одно предприятие, но экологические инциденты возникают чаще всего из-за человеческого фактора.
Наиболее известная в XXI веке экологическая катастрофа на глиноземном заводе произошла 4 октября 2010 г. в Венгрии. Там случился прорыв дамбы шламохранилища. Обвиняли руководство, технологии, как говорится, «любая технология должна считаться виновной до тех пор, пока не будет доказана ее невиновность». Но уже 10 октября завод по производству глинозема в Венгрии возобновил работу.
Важно не забывать, что строительство и работа глиноземного завода в Ленинградской области предоставит ряд возможностей социально-экономического развития. Предприятие будет способствовать росту доходов местного населения, пополнению бюджета Ломоносовского района, а также увеличит количество рабочих мест. Чтобы получить от строительства подобного предприятия экономические преимущества для Ленинградской области и не влиять негативно на окружающую среду, конечно, нужно будет жестко контролировать качество строительства и соблюдение природоохранных нормативов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.