Кто обучит руководителя

Спрос на подготовку управленцев резко вырос на фоне геополитических и экономических изменений
Рост до управленческих должностей ускорился, и компании не успевают планомерно готовить своих сотрудников, чтобы вывести их на позицию руководителя

В России растет спрос на бизнес-образование. Компании признаются, что им не хватает квалифицированных руководителей. Еще тяжелее ситуация обстоит со средним менеджментом. И выход здесь только один – обучать кадры.

Когда мы смотрим официальную статистику, то видим, что конкуренция на позицию топ-менеджеров по-прежнему высока. Так, по статистике hh.ru, в Санкт-Петербурге в августе 2024 г. на одну вакансию руководителя высшего и среднего звена претендовало в среднем 24,1 резюме. Среднерыночный показатель по другим направлениям – 4,2 резюме на вакансию.

Казалось бы, конкуренция очень высока, и у работодателей есть большой выбор. Но когда начинаешь разговаривать с первыми лицами компаний, все как один заявляют о проблеме комплектования команды топ-менеджмента. При обилии претендентов нанимать почти некого.

Почему так происходит? Ведь есть значительная доля тех, кто получил бизнес-образование в предыдущее десятилетие. Во-первых, многие из них уехали в Москву или еще дальше. Во-вторых, им требуется обновлять знания и навыки с учетом кардинального изменения ситуации. Западный опыт, на который опиралось большинство бизнес-школ в прошлом, стал еще дальше от нашей действительности. Во многом поэтому особую ценность сегодня имеет опора на современную отечественную бизнес-практику в обучении при соблюдении международных стандартов.

Стоит отметить, что внутри бизнеса меняются не только отдельные практики, но и система управления в целом. Поэтому сейчас мы видим рост спроса в самых разных сегментах. Становится больше тех, кто идет на программы МВА и Еxecutive МВА, востребованы программы для начинающих руководителей, а также корпоративные программы подготовки разных уровней управленцев.

Во многом это связано и с тем, что рост до управленческих должностей ускорился. Поэтому компании не успевают планомерно готовить своих сотрудников к тому, чтобы вывести их на позицию руководителя. Бизнес-образование помогает решить этот вопрос. В целом сегодняшняя ситуация как никогда требует комплексного взгляда. Сложно выделить отдельные навыки, которых будет достаточно для реализации управленческих задач. Тут речь скорее про развитие управленческой амбидекстрии, при которой руководитель хорошо владеет вопросами стратегии, развития, маркетинга и вопросами управления операциями, процессами, регулярным менеджментом. Кроме того, умение комплексно видеть управленческие задачи позволяет руководителям переходить от красивых размышлений про цифровизацию и производительность труда к реальным результатам.

В текущей рыночной ситуации бизнес-школы тоже выбирают разные подходы к тому, чтобы помочь своим клиентам решить их задачи. Кто-то опирается на развитие мягких навыков, кто-то – на научные исследования, а кто-то – на практику. И это дает многообразие решений под разные личные запросы и ситуации. Жаль, что до сих пор есть провайдеры, которые пытаются казаться тем, чем они не являются. К сожалению, у нас по-прежнему очень много бизнес-школ при вузах, что, за редким исключением, крайне неэффективно с точки зрения современного бизнес-образования.

В ближайшее время на рынке бизнес-образования, вероятно, будут появляться и новые игроки. Кроме того, усилится роль частно-государственных партнерств. Это обусловлено тем, что хотя государство и играет в России огромную роль в жизни бизнеса, частные организации намного лучше государственных структур умеют реагировать на меняющиеся потребности бизнеса и реализовывать гибкую рыночную стратегию. С другой стороны, сами «частники» могут пойти к государственным вузам (в первую очередь техническим) для реализации совместных проектов.

Еще одно важное изменение, которое уже происходит на рынке бизнес-образования, – это новая международность. Сейчас ведущие бизнес-школы страны решают вопросы как с международными аккредитациями, так и с выездными модулями в новых направлениях. И в этом вопросе каждая бизнес-школа должна найти свой уникальный подход, который обеспечит наилучший результат для ее целевой аудитории.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.