Почему растет запрос на экопросвещение
Сегодня сформировался запрос жителей регионов на экоактивизмОдна из ключевых задач экологических НКО – это повышение уровня экологической культуры населения
В России сегодня растет запрос на экопросвещение – это популярная, распространенная и востребованная тема. Люди хотят быть вооружены знаниями о том, что происходит в окружающей их среде. Какую воду они пьют, каким воздухом дышат, что происходит с коммунальными отходами, в чем суть «реформы чистоты» и нацпроектов.
Ценность проектов по экопросвещению в том, что они повышают экологическую культуру населения и дают возможность понять, как устроена экологическая политика: какие программы реализует государство, почему в регионе принято решение построить тот или иной объект по обращению с отходами.
Одним из наиболее ярких примеров в этом плане можно привести Ленинградскую область – здесь повышению экологической грамотности граждан уделяется большое внимание и проекты по экопросвещению получают поддержку со стороны губернатора. В регионе был сформирован Экосовет Ленобласти, начал свою работу Центр экологической культуры, дан старт «Школе молодого ЭкоЛидера».
Надо сказать, что сегодня сформировался запрос жителей регионов на экоактивизм. Люди хотят не просто участвовать в разовых акциях по уборке мусора, а быть вовлеченными в экологическую политику и осуществлять общественный контроль. Основной запрос идет в первую очередь от молодежи. С одной стороны, они хотят быть активными участниками формирования своей нынешней и будущей жизни. С другой – среди них повышается уровень патриотизма: они понимают, что есть их родной край, природу которого нужно беречь и сохранять. В результате молодежь становится достойным общественным контролером действий властей и бизнеса.
В работе по экопросвещению и экологии в целом в стране задействован в основном неправительственный сектор. И для его поддержки необходимо активнее реализовывать грантовую политику по поддержке инициатив экоактивистов. Например, в Ленинградской области некоммерческие организации получают значительную поддержку от властей. В регионе передовая по стране грантовая политика, которая имеет высокий стандарт доверия и прозрачность. Это самое важное, что должна делать власть: идти навстречу экологическим НКО и создавать условия для реализации их проектов.
Надо сказать, что запрос на экологические программы идет и со стороны бизнеса. По крайней мере от компаний, которые позиционируют себя как цивилизованные. Людям не важно, какое место предприятие занимает в том или ином рейтинге, если оно не соблюдает экологическую повестку. Это новая норма. Но другое дело – заставить бизнес быть экологичным. Поэтому, например, в Центре экологической культуры Ленинградской области разрабатываются инструменты по стимулированию бизнеса быть экологичным.
Сегодня уже немало примеров реализации важных проектов по экопросвещению как регионального, так и федерального масштабов. Российское экологическое общество при поддержке Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМС) запустило проект «ЭкоШкола для муниципальных депутатов». Это важнейший образовательный проект для обеспечения коммуникации «власть-человек», поскольку вся экологическая повестка реализуется, как принято говорить, «на земле». Такой запрос появился со стороны муниципального сообщества, чтобы получить больше знаний по экологии, профилактике нарушений, решению социально-экологических конфликтов, управлению своей репутацией и позиционированиия в соцсетях. Проект формирует диалог между гражданами и муниципальными депутатами. Депутаты – это люди на расстоянии «вытянутой руки», к которым обращаются с жалобами, просьбами, вопросами.
История с экопросвещением будет работать, если для НКО и экоактивистов будут созданы благоприятные условия. Инициатив в природоохранной сфере сегодня много, их нужно поддерживать как властям, так и бизнесу. Это в интересах всего общества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.