Факторинг нацелился на рост

В 2022 году факторинговый портфель в Санкт-Петербурге снизился, но в текущем году эксперты прогнозируют рост на 20-30%
Основной портфель факторинга в Санкт-Петербурге формируют предприятия, поставляющие товары в федеральные торговые сети /Freepik

Ассоциация факторинговых компаний (АФК) подвела итоги 2022 г. на рынке факторинга. По ее данным, факторинговый портфель в РФ на начало 2023 г. составил 1,434 трлн рублей, что на 5% меньше, чем на начало 2022 г. В то же время количество клиентов, которые в прошлом году использовали факторинг, увеличилось на 14%.

В Санкт-Петербурге факторинговый портфель просел заметнее – на 19% до 93,3 млрд руб. Но количество компаний, использовавших услугу, тоже выросло – на 14% до 697.

Лучше, чем ожидали

Как пояснил «Ведомостям» начальник управления факторинга Санкт–Петербургского филиала ПСБ (входит в ТОП-5 факторов РФ) Алексей Багрянцев, факторинговый портфель снизился меньше, чем можно было ожидать. Эксперт это связывает с достаточно быстрой адаптацией экономики к непредсказуемой ситуации 2022 года.

Заместитель декана факультета экономики и финансов СПбГЭУ Александрина Скороход отмечает, что в 2022 г. рынок факторинга в России продолжал развиваться в том числе и благодаря резким экономическим переменам. По сравнению с 2021 г. произошло незначительное снижение портфеля, но объем выплаченного финансирования вырос, так же как и клиентская база.

Клиентская база выросла на МСП

Разнонаправленный тренд на рост количества компаний при общем снижении портфеля Багрянцев объясняет тем, что в прошлом году услугой стало пользоваться больше представителей малого и среднего бизнеса. Если какие-то крупные поставщики с большими объемами уходили с рынка, на их место приходили несколько более мелких компаний из сегмента среднего бизнеса, у которых суммы расчетов меньше. «Средний бизнес рос как по портфелю, так и по количеству клиентов. И с наибольшей долей вероятности можно говорить о том, что практически весь прирост новых клиентов в прошлом году был сформирован в первую очередь за счет среднего и малого бизнеса», – говорит Багрянцев. По его словам, в период нестабильности рынка именно МСП становится локомотивом и двигателем основного роста экономики и показывает себя как самый быстро адаптирующийся сектор.

По словам учредителя ООО «Флорин» (поставляет продукцию в торговые сети) Павла Куличенко, для многих компаний в прошлом году факторинг стал наиболее подходящим инструментом, который позволял не замораживать деньги на длительный срок и вернуть их в оборот. «Многие российские поставщики, которые раньше были готовы работать с отсрочкой, из-за турбулентности на рынке ужесточали свои условия и перешли на предоплату. И при таких вариантах для ряда компаний факторинг стал единственной возможностью ускорить оборачиваемость денежных средств и попутно хотя бы частично решить вопрос возникших валютных рисков. Бизнесу резко понадобились дополнительные деньги, которых у него просто не было», – поясняет он.

«Нахимичили» на вырост

В то же время прошлый год не привел к какому-то глобальному перераспределению рынка по отраслям. Традиционно основной портфель факторинга в Санкт-Петербурге формируют предприятия, поставляющие товары в федеральные торговые сети: «Лента», «Перекресток», «Леруа Мерлен» и др. Но в 2022 г. активизировались и новые сегменты рынка, например, производители и поставщики строительной и химической продукции.

Так, после ухода крупных иностранных производителей бытовой и промышленной химии этот сегмент начал существенно расти в связи с повышением внутреннего спроса, говорит Багрянцев. Ряд производителей потребительской продукции, которые ранее использовали иностранное химическое сырье, также были вынуждены перестроиться на местных поставщиков. С другой стороны, население стремилось снизить свои затраты и переходило на приобретение менее дорогих товаров отечественных поставщиков бытовой или строительной химии. «Торговые сети активно искали новых местных производителей для собственных торговых марок в своих регионах присутствия. А рост производства и потребления продукции собственных торговых марок крупных сетей (СТМ-продукция), в свою очередь, стал драйвером как для экономики в целом, так и для факторинга», – говорит представитель ПСБ.

В целом на Петербург, по данным АФК, в 2022 г. пришлось 7,9%  в объеме общего портфеля факторинга (это больше, например, чем на весь ПФО). За 2022 г. эта доля незначительно снизилась – на 0,1%. Но Багрянцев прогнозирует, что в ближайшие несколько лет при стабильной экономической ситуации доля будет расти.

«На Санкт-Петербург уже сейчас приходится значительная доля федерального портфеля, а в нашем банке она еще больше – 10% (без учета Москвы). Это обусловлено прежде всего тем, что Петербург – второй в стране город по уровню экономического развития. Здесь большое количество действующих бизнесов в различных отраслях – от тяжелой промышленности до пищевого производства. В Петербурге и Ленобласти сосредоточено достаточно много поставщиков крупных компаний, которые используют отсрочку платежей. Отсюда и востребованность факторинга», – прокомментировал он.

Прогноз с плюсом

По оценке экспертов, в 2023 г. факторинговый портфель в городе может увеличиться на 20% в целом и на 30% – в портфелях отдельных игроков рынка. Багрянцев тоже говорит о существенном потенциале роста, но не называет конкретных цифр. «Большинство компаний будут только расширять использование факторинга, чтобы сохранить и увеличить свою долю на рынке», – уверен эксперт.

Но если раньше развитие рынка факторинга происходило за счет роста объемов портфеля и выплаченного финансирования (конкуренция среди банков – кто дешевле и больше, того и рынок), то сейчас для дальнейшего развития рынка разрабатываются и внедряются новые подходы к предложениям, развиваются цифровые каналы, подчеркивает Скороход. Багрянцев подтверждает, что в этом году растет спрос на онлайн-продукты, которые позволяют ускорять принятие решений по дебиторам и их подрядчикам МСБ.

Еще одно перспективное направление развития факторинга на ближайшие несколько лет – работа с фондами капитального ремонта. Большинство фондов сегодня работают с отсрочками оплаты закупаемого оборудования. В строительстве такая отсрочка может достигать и 12–36 месяцев, и 5 лет. В этом случае банк полностью выплачивает в пользу поставщика всю стоимость поставленной продукции, а фонд рассчитывается уже с банком в течение нескольких лет равными частями. «В этом случае факторинг помогает увеличивать объемы ремонта, разбивая оплату на длительный период, то есть не допускать резкой нагрузки на бюджет в случае, например, необходимости одновременной замены нескольких сотен лифтов или другого дорогостоящего оборудования», – отмечает Багрянцев, добавляя, что в ближайшие годы при росте объемов капремонта спрос на факторинг со стороны региональных фондов может существенно вырасти.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & СПб».

Другие материалы в сюжете