Петербуржцы стали чаще использовать соцсети для бизнеса, поиска работы и покупки товаров

Эксперты рассказали, как трансформировались соцсети, и как площадки могут измениться в будущем
В январе 2015 г. соцсеть побила рекорд по посещаемости, когда в сутки на сайт пришли 70 млн человек /Freepik

В России первые социальные сети начали развиваться с 2006 г. Практически в одно время появились сначала «Одноклассники», затем «ВКонтакте», а позднее «Мой мир». Каждая из них изначально создавалась как платформа для общения с родственниками, друзьями, коллегами. Но к 2020-м годам социальные сети трансформировались из сообщества по интересам в полноценные инструменты для ведения бизнеса, продвижения личных и корпоративных брендов, хантинговые площадки для поиска работы и сотрудников. 

На примере социальной сети «ВКонтакте», которой 10 октября исполняется 18 лет,  деловое издание «Ведомости Северо-Запад» рассказывает, как соцсети за последние 20 лет трансформировались из простых каналов для общения в платформы с современным набором бизнес-инструментов.

Отражение в виртуальном мире

Социальная сеть «ВКонтакте» начала работу в 2006 г., в 2007 г. на платформе было зарегистрировано уже 3 млн пользователей. В январе 2015 г. соцсеть побила рекорд по посещаемости, когда в сутки на сайт пришли 70 млн человек. Новый рекорд был поставлен в марте 2023 г., когда среднемесячная аудитория платформы во всем мире составила 100 млн уникальных пользователей в сутки.

Количество зарегистрированных пользователей в социальных сетях увеличивается ежедневно. Постоянный прирост объясняется тем, что социальные сети стали неотъемлемой частью жизни общества, поясняет доцент РАНХиГС, кандидат социологических наук Юлия Байер.

«Сегодня мы сталкиваемся с тем, что если человека нет в виртуальном мире, возможно, его не существует вовсе. Человек, который не представлен в соцсетях, вызывает много вопросов. Мы живем в такой реальности, что должны присутствовать в онлайне, формировать свою репутацию, поддерживать контакт с аудиторией. Это реалии современного общества», – поясняет эксперт.

По словам социолога, это касается не только пользователей, но и брендов. Изначально соцсети не вызывали доверия у бизнес-аудитории, но постепенно активное присутствие на интернет-платформах стало необходимостью и для большей части компаний.

Соцсети – для бизнеса

Функционал в соцсетях изначально был максимально простым. Во «ВКонтакте» в 2007 г. можно было регистрироваться по приглашению, добавлять друзей, отправлять сообщения, публиковать фотографии, создавать группы и встречи, загружать музыку и видео. В середине 2010-х в соцсети стало появляться больше инструментов, направленных именно на деловую аудиторию. Как отмечают эксперты, новые инструменты в соцсетях стали ответом на запрос бизнеса и пользователей. Так, в 2015 г. на платформе появился раздел «Товары в контакте», который позволил людям создавать интернет-магазины внутри сети.

Во «ВКонтакте» сегодня присутствуют почти все крупные российские компании, а наличие корпоративных пабликов уже является «гигиеническим минимумом» для любого бизнеса. Как дополняет преподаватель бизнес-школы ИМИСП, кандидат экономических наук Андрей Варзунов, соцсети используют как для повышения узнаваемости и формирования имиджа, так и для привлечения и удержания новых клиентов.

«Соцсети открывают возможность для прямого взаимодействия с клиентами: ответы на вопросы, отзывы. Это нужно для предметного улучшения продуктов и сервисов, основанного на обратной связи от клиентов. Кроме того, быстрая обработка жалоб укрепляет репутацию компании и позволяет купировать негатив на ранней стадии», – поясняет Варзунов.

Бренд работодателя

Новой функцией социальных сетей стало развитие бренда работодателя – это помогает повысить лояльность к компании, а также привлечь потенциальных сотрудников. Как отмечают эксперты, компании размещают вакансии в своих соцсетях, профильных пабликах, а некоторые предприятия – создают HR-профили. Сами сотрудники могут выступать амбассадорами бренда работодателя, рассказывать о вакантных местах и делиться положительным опытом работы в компании через личные странички, добавляет Варзунов.

Но для привлечения новых сотрудников компаниям нужно определиться со своей целевой аудиторией, объясняет Байер. Для этого крупные предприятия обычно нанимают маркетологов, которые изучают культурный код своей аудитории, ее особенности, способы восприятия информации. Исходя из полученных данных компания выстраивает коммуникацию, которая совпадает с ценностями ее потенциальных сотрудников. И именно соцсети дают такую возможность. 

С другой стороны, личные странички посетителей давно превратились в «визитные карточки» пользователей, содержащие подробное портфолио. Поэтому соцсети стали еще и незаменимым каналом привлечения сотрудников. Через профиль можно узнать об окружении сотрудника и предположить, какими бизнес-контактами он может обладать. Можно проследить, насколько потенциальный сотрудник вежлив и корректен в коммуникации с другими людьми. 

Из мессенджера – в поисковик

Сегодня общество продолжает использовать соцсети для общения, обмена информацией и ведения бизнеса. Но появляются и новые запросы. К примеру, в медиаполе продолжает расти спрос на уникальный контент авторов. Это приведет к тому, что медиапотребление в соцсетях будет расти, уверены эксперты. Параллельно будут развиваться интерактивные форматы контента, которые помогут повысить вовлеченность пользователей и увеличат количество времени, которое они проводят на платформе.

Эксперты прогнозируют, что в перспективе продолжится развитие моноформатных платформ – это социальные сети или цифровые сервисы, которые сосредоточены на одном основном типе контента или формате взаимодействия. Например, одни соцсети используются исключительно для общения, другие – для публикации фотографий, третьи – ориентированы только на видео, а четвертые – только на стримы.

Последний устойчивый тренд состоит в том, что социальные сети перестают быть просто площадкой для общения, обмена контентом или ведения бизнеса. Они становятся полноценными инструментами для поиска информации, товаров, услуг, новостей. Пользователи все чаще ищут информацию, например, через видеосервисы, поскольку многим проще искать и воспринимать контент через видеохостинги или клипы. Поэтому можно предположить, что соцсети продолжат выходить за рамки своих традиционных функций и в дальнейшем. 

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».