Эксперты рассказали, нужно ли использовать на дорогах Петербурга реагенты

По словам специалистов, их эффективность зависит от правильной технологии применения
Для уборки улиц в мегаполисах и небольших городах чаще всего используют пескосоляные смеси /«О3-Кемикалс»

Коммунальные службы Санкт-Петербурга начали подготовку к зимнему сезону. Для обработки дорог и тротуаров, по данным Смольного, в городе закупили 150 000 т технической соли и 80 000 т песка, однако это лишь 50% от необходимого объема на предстоящую зиму. Кроме того, точечно планируется использование противогололедных материалов (ПГМ). На данный момент в городе есть запас «Бионорда» в размере 20 т. Издание «Ведомости Северо-Запад» в преддверии зимнего сезона опросило экспертов из разных областей, необходимо ли использовать реагенты в мегаполисах и насколько они безопасны.

Арсенал против льда

Для уборки улиц в мегаполисах и небольших городах чаще всего используют пескосоляные смеси, однако в некоторых случаях необходимо точечное применение реагентов, считает генеральный директор «О3-Кемикалс» Григорий Шифрин. «Хотя в Санкт-Петербурге планируют снизить солевую нагрузку на город, полностью отказаться от данных растворов не удастся. Конкурентов по растапливанию снега при температурах от 0 до -7℃, равных соли, практически нет. Не менее важным преимуществом этого материала являются его доступность и дешевизна», – отметил Шифрин.

Существует три вида ПГМ: фрикционные, химические и комбинированные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Например, фрикционные ПГМ (песок и щебень) увеличивают сцепление на дорогах, но при этом могут ускорить износ шин или дорожного покрытия за счет повышенного трения. Химические реагенты эффективно плавят лед, но имеют коррозийное воздействие на транспорт или инфраструктуру. Комбинированные ПГМ – это соединение фрикционных и химических реагентов, они соединяют в себе все преимущества и недостатки данных материалов.

Эксперты сходятся во мнении, что нивелировать практически все недостатки перечисленных реагентов можно благодаря грамотной технологии уборки материалов. Под технологией уборки подразумевается порядок технологических операций, температурные интервалы применения тех или иных ПГМ, дорожная техника, метеоусловия и ряд других факторов. 

Петербургская погода-настроение

В Санкт-Петербурге использование реагентов до сих пор остается одним из дискуссионных вопросов. С одной стороны, из-за неправильной технологии применения и уборки ПГМ можно проследить зависимость между объемом использованных реагентов и их негативным воздействием на природу и дорожное покрытие. В то же время применение противогололедных материалов в подобных климатических условиях является необходимостью, считает старший научный сотрудник Лаборатории методов реабилитации техногенных ландшафтов СПб ФИЦ РАН Александр Герасимов.

Согласно исследованиям СПб ФИЦ РАН, наиболее предпочтительными с точки зрения экологической безопасности являются формиатные ПГМ (содержащие соли муравьиной кислоты). Однако в том числе из-за дороговизны их обычно используют в аэропортах или на крупных магистралях. На городских улицах гораздо чаще применяют хлористые реагенты. По мнению Герасимова, проблемы от данных ПГМ в основном вызваны неправильным распределением веществ.

«Соль попадает на дорогу крайне неравномерно. Также по условиям применения требуется уборка «жижи», которая образовалась после действия реагентов, растопивших лед. Эту массу нужно убирать, но зачастую она остается на месте и повторно застывает. А излишки соли в итоге попадают на газоны, в канализацию или просто накапливаются на дорогах», – рассказывает Герасимов.

Именно поэтому, отмечает Шифрин, расход химических реагентов, способных растопить лед, рассчитывается по специальным таблицам, где учитывается температура окружающей среды, состав материала, где он будет применен, на сухом асфальте, снегу или льду. Если расход песчано-гравийной смеси составляет 150 г на 1 кв. м, то реагентов требуется гораздо меньше. Так, в среднем при температуре от -8℃ твердые ПГМ необходимо расходовать в объеме 30-60 г на 1 кв. м, а жидкие – 15-70 г на 1 кв. м. В зависимости от вида реагента рассчитывается время, через которое требуется обновление материала. Затем требуется механическая уборка растаявшего с помощью ПГМ снега, который вывозят на городские станции утилизации.

Запретить нельзя использовать

Использование реагентов вместо песко-соляной смеси в Петербурге – это необходимость, сходятся во мнении специалисты. Согласно исследованиям СПб ФИЦ РАН, такие известные реагенты, как «Бионорд», «Бишофит», «Талви», «Айсмелт» намного безопаснее для растительности, чем техническая соль. Или, например, «Нордвэй» показал отсутствие первоначальной токсичности для растений, рассказывает Герасимов. Ключевой нюанс использования любых ПГМ в том, чтобы соблюдать все технические условия по их применению. При этом оборот современных реагентов регулируется широким набором разрешительной документации от различных ведомств, начиная с Росприроднадзора и заканчивая ГОСТом.

Производители асфальтобетона также активно включаются в решение проблемы воздействия реагентов на дорожное покрытие. Множество нюансов учитывается уже на стадии проектирования будущего дорожного покрытия, поясняет начальник производственного отдела филиала «Искусственные сооружения» АО «ПО «Возрождение» Александр Макин. «На данной стадии определяется степень агрессивности среды, прогноз возможного изменения среды эксплуатации конструкций, а также условия, влияющие на развитие коррозионных процессов, таких как влажность и температура среды и конструкций, источники увлажнения, наличие агрессивных веществ», – поясняет Макин.

По словам заместителя директора по качеству, руководителя НИЦ АО «АБЗ-1» Натальи Майдановой, в последние годы ситуация в части влияния реагентов на окружающую среду в городе меняется в лучшую сторону. «Мы как производители асфальтобетонных смесей и как пользователи дорог видим, что дороги в конце зимнего сезона моются, пыль с них убирается, смываются все отходы, которые возникают на поверхности дорог. В связи с новыми тенденциями по обеспечению безопасности движения таких агрессивных добавок, как 20-30 лет назад, больше не используется», – добавляет Майданова.

Поэтому в климатических условиях Петербурга реагенты – это объективная необходимость, считает Герасимов. В обратном случае уборка льда и снега будет неэффективной. «В идеале в будущем хотелось бы увидеть новые многокомпонентные противогололедные смеси, которые бы быстро плавили лед и не вызывали сильного негативного действия на окружающую среду и человека», – резюмировал эксперт.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».