Сергей Воронков: «Каждому региону нужен собственный уникальный форум»

Генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» – о развитии конгрессно-выставочной отрасли
Владислав Воронков /«ЭкспоФорум-Интернэшнл»

В 2023 г. Петербург посетили 1,2 млн деловых туристов. Половина из них приезжали на мероприятия, проводимые «Экспофорумом». Кроме того, в этом году на площадке в восьмой раз провели Петербургский международный экономический форум. По предварительным данным, мероприятие посетили не менее 18 000 человек из более чем 130 стран мира. Как сообщил губернатор Александр Беглов на встрече с президентом Владимиром Путиным, Петербург заключил соглашений на сумму более 1,2 трлн руб. – это в два раза больше, чем годом ранее.

Генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков в интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал, как «Экспофорум» стал главной точкой генерации делового туризма в Петербурге, почему в каждом регионе необходимо проводить свои уникальные мероприятия и развивать конгрессно-выставочную отрасль.

– В этом году «Экспофорум» отмечает 10-летие, и уже в восьмой раз здесь проводится Петербургский экономический форум. Как за это время поменялась площадка и сам форум?

– Идея проведения Петербургского экономического форума была инициирована президентом. Нужно было не просто создать площадку мирового уровня, а лидирующую площадку по общению бизнесменов, политиков, представителей культуры, науки и всех, кто определяет мировую повестку. Начиналось все с «Ленэкспо» в 2006 г., для чего был построен отдельный павильон под зал пленарных заседаний. Спустя несколько лет стало понятно, что форуму нужна новая площадка. Поэтому в 2007 г. было подписано соглашение между «Газпромом» и Петербургом о строительстве конгрессно-выставочного центра.

В 2016 г. «Экспофорум» в первый раз принял Петербургский экономический форум. Площадка, как новый дом, дала форуму новые возможности. «Экспофорум» в 2,5 раза больше «Ленэкспо», он современнее, здесь другая логистика. Поэтому практически в 3 раза выросло количество участников, экспозиций, конгрессных мероприятий. Это если брать количественно. Если говорить о качестве, то Петербург – один из красивейших городов мира, и «Экспофорум» ему соответствует. Если говорить о пути с 2016-го по 2024 г., то каждый год форум отвечает актуальной мировой повестке.

Первым изменением я бы назвал то, как представлены сегодня наши регионы, субъекты Федерации. Теория систем гласит: уровень развития системы определяется по развитию самого отстающего элемента. Поэтому, насколько активно у нас развиваются регионы, насколько они становятся сильными, настолько становится понятно, как развивается страна. За восемь лет мы прошли огромнейший путь. Регионы стали субъектами конкуренции с точки зрения маркетинга территорий. Причем они конкурируют не только внутри России, но и с регионами других стран за привлечение бизнеса, инвестиций, туристов, формирование новых активностей и уникальных компетенций. Кроме того, растет количество экспозиций – раньше одни были расположены в одном павильоне, а теперь полностью занимают два. Если мы пройдем среди них, то увидим, насколько креативно регионы представляют себя – появились бренды, идеология, стратегия развития. Это первый тренд, который хорошо выделяется.

Второй тренд – это количество контактов, которые происходят на форуме. Потому что на форуме участники выполняют годовой план по встречам. Целый год они готовятся к тому, чтобы в одном месте за 3-4 дня провести десятки эффективных встреч, переговоров, публично подписать контракты и не только. Поэтому мы понимаем, что все сильнее требуется зона общения. Отсюда появляется такое количество выездных площадок со всевозможными культурными и прочими мероприятиями. Количество заключаемых контрактов на форуме каждый год увеличивается.

– И регионы, и многие компании озвучили цифры, сколько они подписали соглашений и на сколько миллиардов рублей. Есть ли общая цифра по количеству участников, которые приехали на ПМЭФ-2024?

– Окончательное количество участников будет озвучено на итоговой пресс-конференции. Последняя цифра, которую я слышал, – это 18 000 участников из более чем 130 стран мира.

– «Экспофорум» становится главной точкой генерации делового туризма. Многие спикеры, с которыми мы общались на форуме, говорят, что деловой туризм – это один из драйверов развития туризма в целом. Как в Петербурге растет деловой поток? Какие перспективы у этой отрасли на 2024 г.?

– Если взять итоги 2023 г., то в целом турпоток в Петербурге вырос на 13%, а деловой туризм – на 24%. Мы видим, что рост потока деловых туристов в два раза превышает рост туристов в целом. И мы уверены, что эта тенденция продолжится. На наш взгляд, она должна быть не 1:2, а 1:5 в пользу делового туризма. По причине того, что деловой турист – это тот, который нужен прежде всего, в особенности такому крупному городу, как Петербург. Потому что 20% деловых туристов приносят 40% от всей выручки в индустрию гостеприимства. Это самый выгодный турист со всех точек зрения. Более 1000 деловых мероприятий проводятся в низкий сезон, поэтому деловой туризм также выравнивает сезонность.

Самый перспективный вид туризма – международный. Потому что население стран, из которых мы ждем туристов, составляет 7 млрд человек. С точки зрения платежеспособности из них приехать в Россию сможет 1% – это 70 млн человек, которые и являются нашей целевой аудиторией. Это элита в сфере бизнеса, политики, науки, искусства. Они приезжают не только на достопримечательности посмотреть, они приезжают на события. Такие как Петербургский экономический форум. И в каждом регионе должно быть два-три события по той уникальной компетенции, которую представляет территория. Например, в Калининграде – это добыча янтаря. Это нужно развивать, чтобы были конгрессно-выставочные центры, чтобы была маркетинговая политика развития территорий. И все заиграет новыми красками.

– Конгрессно-выставочная деятельность сегодня формируется как отдельная отрасль. Какой вклад она вносит в экономику Петербурга? Можно ли говорить о доле валового регионального продукта?

– Я могу назвать цифры, о которых я докладывал президенту. На 1500 выставках состоялось 55 млн переговоров, после которых было заключено контрактов на сумму более 17 трлн руб. Это больше 10% валового национального продукта страны. Это площадки, где концентрируется деловая активность, перерастающая из контактов в контракты. Если говорить о Петербурге, то фактически только «Экспофорум» генерирует 60% всего трафика деловых туристов. То есть из 1,3 млн деловых туристов 600 000 приезжают на мероприятия в «Экспофорум». Подобных системообразующих предприятий, как конгрессно-выставочные центры, больше нет ни в одной индустрии, ни в рекреационной, ни в музейной. Это говорит о том, что это управляемый и высокоэффективный вид туризма.

В прошлом году на Петербургском экономическом форуме было заключено соглашений на 3,8 трлн руб., Петербург – на 414 млрд руб. Не говоря уже о том, сколько рабочих мест создает конгрессно-выставочная сфера. Чтобы состоялся форум, было создано 100 000 временных рабочих мест, а на самой площадке работали порядка 20 000 человек – это застройщики, кейтеринг, транспорт, логистика, инженерные компании, сервисные и не только. Поэтому сфера создает места и платит налоги.

– Цифры кажутся впечатляющими, а рост – опережающим. Но вы на федеральном уровне добиваетесь расширения мер поддержки для бизнеса. Почему это важно, и кого нужно поддерживать?

– Мы добиваемся расширения мер поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса, для которых участие в выставках является достаточно накладным. Чтобы приехать на центральные выставки в Петербург, Москву или другой регион – нужно потратить не меньше 1 млн руб. с учетом стенда, командировочных и т. д. Для СМП это сложно. У нас больше 20 мер поддержки. И производители оценивают выставки как один из самых эффективных инструментов продвижения продукции. Ведь что главное для предпринимателя? Найти рынок сбыта, заказчика, партнера. На сегодняшний день всего 0,1% субъектов СМП получают формы поддержки для участия в выставках, а в Китае практически все получают компенсацию не менее 50%. Это первая мера.

Вторая мера – нужен отраслевой закон «О конгрессах и выставках», который помогал бы и в регионах привлекать инвесторов для строительства конгрессно-выставочных центров, и обеспечивал бы меры государственной политики, принципы взаимодействия всех участников рынка и многое другое.

 Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».