Марина Черненко: «Сегодня в курортных городах стираются границы между отелями и жильем»

Член правления инвестиционного холдинга Alias Group – о трендах в курортной недвижимости и комплексной застройке
Марина Черненко /Alias Group

В России спрос на курортную недвижимость сосредоточен на Черноморском побережье – в основном, в Сочи. Тренд последних лет – запуск проектов, в которых стирается грань между жилой и гостиничной недвижимостью. Одновременно меняется подход и к комплексной застройке, когда предусмотрено не только создание школ, детских садов и поликлиник, но и рекреационных зон. В Краснодарском крае и Ростовской области подобные проекты реализует федеральный девелопер «Неометрия», который входит в инвестиционный холдинг Alias Group и является его основным активом.

Член правления инвестиционного холдинга Alias Group Марина Черненко в интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» в рамках ПМЭФ-2024 рассказала о новых трендах в России как для гостиничной недвижимости, так и для комплексной жилой застройки.

– Расскажите о деятельности инвестиционного холдинга Alias Group?

– Alias Group – инвестиционный холдинг, который объединяет активы из различных секторов экономики и расширяет партнерский портфель, используя собственный и привлеченный капиталы. Бюджет портфеля активов достигает 70 млрд руб., бюджет проектов в разработке – около 100 млрд руб.

Компания динамично развивается, масштабирует бизнес на территории РФ и выходит за ее пределы. В данный момент она присутствует уже в семи городах и реализует двенадцать направлений деятельности, в числе которых – архитектура, сервисные услуги, бьюти-индустрия, страхование, информационные технологии, медицина, HoReCa, логистика и социальная деятельность. Ключевое направление – девелопмент, основной актив – федеральный девелопер «Неометрия».

- На чем специализируется федеральный девелопер «Неометрия»?

- «Неометрия» решает широкий круг задач – от подбора земельных участков до эксплуатации готовых объектов. Компания работает на рынке ЮФО с 2010 г., специализируется на комплексном развитии территорий и возведении объектов недвижимости – от комфорт-класса до премиум-сегмента. В настоящий момент «Неометрия» лидирует по объему строящегося жилья на Черноморском побережье. А по итогам 2023 г. она стала самым крупным девелопером Юга России по объемам строительства курортной недвижимости по версии аналитического центра «Эксперт Юг».

На данный момент в портфеле «Неометрии» 38 объектов, сданных в срок, 10 проектов в реализации, 12 – на стадии запуска. За 13 лет работы построено 1 млн кв. м, в реализации 1,5 млн кв. м, на запуске – более 2 млн кв. м.

- Какие проекты реализует девелопер?

– «Неометрия» обладает широким продуктовым портфелем, объекты представлены как на Черноморском побережье – в Сочи и Новороссийске, так и в южных региональных столицах – Ростове-на-Дону и Краснодаре. В ближайших планах – выход на рынок Московского региона. Мы создаем проекты от комфорт-класса до премиум-сегмента как для постоянного проживания, так и для отдыха и инвестиций, а также строим объекты социальной инфраструктуры. Активно развиваемся в сфере курортной недвижимости, сегодня это направление является для нас локомотивом. Реализуем объекты туристического притяжения с высоким качеством продукта и сервисом мирового уровня. На этом хочется акцентировать внимание.

Так, например, в Сочи в микрорайоне Кудепста мы возводим два проекта – «Флора» и «Лестория», оба реализуются в рамках комплексного развития территории. Этот механизм позволяет создавать востребованный девелоперский продукт, пользующийся повышенным потребительским спросом и развивающий городское пространство за счет строительства инфраструктуры. Еще один договор у нас на стадии согласования, в разработке – четыре проекта.

Продолжаем строительство гостиничного комплекса премиум-класса «Нескучный сад» в Сочи на территории 4,5 га. Его управлением займется сервисная управляющая компания ZONT Hotel Group. Это первый объект компании в сегменте гостиничной недвижимости, особое внимание мы уделяем уровню сервиса и качеству предлагаемых услуг. 

Ландшафтное бюро Scape спроектировало концепцию благоустройства территории. Разработкой дизайна внутренних помещений занимается международная студия дизайна и архитектуры «Сестры Сундуковы», имеющая в портфолио проекты в Лондоне, Париже и Дубае.

Наши проекты ежегодно отмечаются престижными профессиональными наградами.  В частности, гостиничный комплекс «Нескучный сад» в этом году стал победителем премии «Рекорды рынка недвижимости» в номинации «Гостиничный комплекс № 1», а в прошлом году он одержал победу в номинации «Лучший объект для инвестиций».

– Чем обусловлена инвестиционная привлекательность курортной недвижимости и какой порядок цен на сочинские объекты?

– В настоящее время фиксируется возрастающий интерес к инвестициям в курортную недвижимость, в частности в Сочи. Его привлекательность постоянно растет на фоне развития самого города, а принятый Генплан определяет его дальнейшие перспективы как крупнейшего горноклиматического и бальнеологического курорта России.

Развитие внутреннего туризма в стране и увеличение турпотока приводят к тому, что Черноморское побережье поддерживает статус локации с привлекательной недвижимостью для инвестиций. Так, к примеру, в 2023 г. количество туристов в Сочи выросло до 7,6 млн человек. По прогнозам экспертов, к 2030 г. эта цифра достигнет 10 млн туристов в год. Также среди основных целей покупки – переезд на постоянное место жительства и сезонный отдых. 

По данным аналитического исследования Macon, рынок курортной недвижимости Юга России в 2023 г. продемонстрировал существенный рост. Так, объем сделок в Сочи по сравнению с 2022 г. увеличился на 60,9%. Средняя цена квадратного метра составила 570 000 руб. с учетом сегментов «бизнес» и «элит».

В сегменте «стандарт» рост объема сделок в Сочи за год составил 55%, их общее количество достигло 2381, в «комфорте» объем увеличился на 59% (5624 сделки). Однако наибольшую динамику показали сегменты «бизнес» и «премиум» – рост 69% (и 3658) сделок за год, соответственно. Это свидетельствует о перетекании спроса в направлении недвижимости высокого класса, которое связано с растущими требованиями покупателей к качеству жизни и отдыха.

– Можно ли сказать, что портфель полон, или вы планируете его дальше диверсифицировать и расширять географию присутствия?

– Безусловно, мы планируем наращивать обороты за счет расширения географии присутствия в регионах России, а также в Москве.

В рамках стратегии развития за последние два года мы пополнили земельный банк на 130 га. Это новые участки в Московском регионе, Сочи и других городах Черноморского побережья, а также Ростове-на-Дону и Краснодаре.

Все запланированные проекты носят масштабный характер как с точки зрения объема инвестиций, так и социальных обязательств и решения вопросов местного значения. Что в перспективе даст мощный стимул развитию отрасти и городам нашего присутствия.

- Вы говорите о развитии направления курортной недвижимости. Что важно учитывать при реализации проектов в этом сегменте?

- Первое и основное – стабильность и прозрачность, которая обеспечивается 214 ФЗ. Если говорить о Сочи, то важно учитывать, что любой объект недвижимости, охватывающий более полутора тысяч квадратных метров территории, согласно правилам землепользования и застройки в этом городе должен быть реализован по программе комплексного развития территорий.

Очевидный факт – особенно востребована недвижимость в хороших локациях. И даже если в регионе возводятся миллионы квадратных метров жилья, это вовсе не означает, что туда не нужно приходить с новыми проектами. Главное – тщательно проанализировать ситуацию на рынке и предложить конкурентоспособный продукт.

Мы видим большие градостроительные перспективы в курортных территориях не только на Черноморском побережье, но и в Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской области и т. д. Большие перспективы есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других субъектах РФ.

 Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».