Юрий Айвазов: «Наш итог 2023 года – новый опыт и подтверждение стабильности компании»

Генеральный директор «Карелии Палп» – о развитии компании и ее основного производственного актива
Генеральный директор группы компаний «Карелия Палп» Юрий Айвазов /«Карелия Палп»

В 2022-2023 гг. российская целлюлозно-бумажная промышленность столкнулась с новыми вызовами в связи с санкциями на поставки продукции в страны Европы. VIII пакет санкций, который включает запрет на ввоз целлюлозы и бумаги в Евросоюз, был принят в октябре 2022 г. Ответом на них стал пересмотр географии поставок как готовой продукции, так и леса, списка компаний-поставщиков комплектующих для оборудования бумагоделательного производства и сырья. На ситуацию в отрасли продолжает влиять и падение спроса на газетную бумагу: ежегодно мировые рынки констатируют его сокращение. Но и здесь найден выход: «Карелия Палп» переориентировала часть производства под новые продукты. Так, к своему 95-летию Кондопожский ЦБК расширил продуктовую линейку, выйдя на рынок упаковки.

Генеральный директор группы компаний «Карелия Палп» Юрий Айвазов в интервью деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал, как группа преодолела санкционные вызовы, к каким выводам пришла, пройдя через период перемен.

– Юрий Васильевич, с какими итогами компания закончила 2023 г.?

– Новый опыт и демонстрацию стабильности компании – именно это, на мой взгляд, принес нам прошлый год: принимая во внимание, что предприятия холдинга выполняют плановые показатели, несмотря на вызовы времени, говорит об эффективности работы группы компаний в целом. Прошлый год показал, что мы выбрали правильную концепцию развития нашего основного производственного актива – Кондопожского ЦБК.

Да, мы наблюдаем снижение ключевых цифр финансового результата, но в текущих обстоятельствах понимаем их причины. Так, выручка группы компаний за двенадцать месяцев 2023 г. составила 29,4 млрд руб. против 29,7 млрд руб. в 2022 г. Валовая прибыль по итогам 2023 г. равна 10 млрд руб. против 10,9 млрд за 2022 г. Рентабельность бизнеса по валовой прибыли изменилась с 36,7% в 2022 г. до 34,1% в 2023 г.

По итогам 2023 г. рентабельность группы компаний по OIBDA равна 6,7% (-8,8 п. п. по сравнению с 2022 г.). На показатель OIBDA (представляет собой операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) влия­ние оказали расходы на трансграничное перемещение грузов. По итогам 2023 г. он составил 2 млрд руб., в то время как за 2022 г. был равен 4,6 млрд руб.

– Удалось ли в прошлом году сохранить объемы производства продукции? И как вы отреагировали на изменившуюся конъюнктуру спроса?

– Общий объем производства бумажной продукции комбината в 2023 г. составил 660 000 т. Это всего на 2,5 п. п. меньше, чем в допандемийном 2019 г. По сравнению с 2019-2022 гг. годовой объем производства отклонялся лишь на пару процентных пунктов, порой и в большую сторону. Важно отметить, что годовой производственный план у нас выполняется на 100%. Такой «роскоши», как простой комбината ввиду, например, слабой рыночной конъюнктуры или логистических ограничений, мы себе позволить не можем.

Начиная с конца 2019 г. мы планомерно реализуем стратегическую программу по диверсификации продуктовой линейки. Суть ее состоит в том, что мы шаг за шагом уходим от статуса монопродуктового предприятия, специализирующегося на производстве газетной бумаги. И уже по итогам 2023 г. треть производимой нами продукции позиционируется в сегменте упаковки. Если говорить о цифрах, то порядка 220 000 т приходится на легкограммажные лайнеры и флютинг, то есть основу для производства гофрокартона. Активное развитие упаковочных тарных картонов в граммажах 70-80 г на кв. м для внутреннего рынка компания начала еще в 2020 г. В отличие от классических лайнеров и флютингов с граммажом 120 г на кв. м, мы предлагаем переработчикам в полтора раза больше метров на единицу веса.

Речь идет о производстве тонкой и супертонкой упаковочной бумаги. Но рынок еще не привык к такому продукту, есть стереотип, что бумага должна быть толстой – это мотивировано сохранностью продукции. При этом нужно понимать, что использование тонкой бумаги позволяет увеличивать маржинальность продукта из нее изготовленного и, конечно, оптимизировать вес упаковочной продукции – тары.

Сейчас производство упаковки из легкой бумаги активно развивается в Китае. И мы транслируем наш опыт работы с продуктом в этой стране внутреннему рынку. Я убежден, что глобальный рынок как шел в сторону снижения граммажа гофрокартонного ящика, так и продолжит движение в этом направлении, и российский рынок не будет исключением.

– Вы упомянули, что еще несколько лет назад Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат специализировался на монопродукте – газетной бумаге. А что помимо бумаги для производства упаковки вы начали производить?

– Падение спроса на газетную бумагу – неизбежный процесс. Вопрос лишь в оценках глубины этого падения или так называемого уровня фонового потребления. За 2023 г., по оценкам, в России, как и в Европе, Северной Америке и в других развитых странах, объемы потребления газетной бумаги упали примерно на 10–15%. В Азии – меньше, но это тоже цифры, близкие к двузначным.

Сегмент газетной бумаги резко сокращается из-за цифровизации, поэтому мы и развиваем новую продуктовую линейку, находя возможности для маневра. В 2023 г. компания вывела на рынок пухлые сорта бумаги для цифровой печати и крашеные виды бумаги. С учетом конечной цены, полагаю, это позволит забрать некоторую долю рынка офсетной бумаги. Но встает вопрос о маржинальности подобного шага. Прогнозирую, что она будет несколько выше, чем в сегменте газетной бумаги.

Производство офисной бумаги А4 мы также развиваем. Объективно из-за технологических ограничений мы не можем предложить рынку офисную бумагу A-B-C-сегментов. Но компания уже успешно вывела на рынок пачку EKKO формата А4. Это бумага для базовых офисных нужд. В ходе тестов на печатном оборудовании она показала себя очень хорошо. Наша линия по производству бумаги А4 вышла на полную мощность в 2023 г., поставки этой продукции идут на внутренний рынок, а это уже свыше 1,1 млн пачек в год.

– До введения санкций предприятие поставляло на экспорт свыше 80% от общего объема продукции. По итогам прошлого года ситуация изменилась?

– Доля экспорта в структуре поставок компании составляет 86–88%. Год от года она примерно одинаковая. Но в стратегии «Карелии Палп» есть задача увеличить долю своего продукта на рынке внутреннем.

И, разумеется, карта экспортных поставок за последние два года существенно изменилась. В результате запрета на ввоз в США и Европу мы потеряли более 40 стран – рынков сбыта. Помимо прямого закрытия рынков были утрачены поставки в страны Африки и Латинской Америки ввиду заградительных ставок фрахта.

Бумага и картон – не самые высокомаржинальные продукты, они очень чувствительны к стоимости перевозки. Имея одинаковую себестоимость газетной бумаги, например, с канадскими производителями, разница в стоимости доставки на некоторые рынки достигала $150 за 1 т.

Естественно, карта поставок компании существенным образом сузилась. Мы сфокусировались на странах Азии и Ближнего Востока, в первую очередь Китае, Индии, Иране, Пакистане, Турции. Это позволило сохранить и объемы производства, и долю экспорта.

– В 2022–2023 гг. отрасль столкнулась и с другими сложностями, касающимися поставок оборудования и материалов. Как удалось выйти из этой ситуации?

– Да, действительно, компании из западных стран теперь не поставляют оборудование в Россию. Ранее его поставляли в основном из стран Европы: Финляндии, Швеции, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии. Соответственно, мы были вынуждены обратиться к дружественным странам, в том числе к странам БРИКС. Теперь основными импортными поставщиками оборудования являются Китай и Индия.

Если сравнивать китайское и европейское оборудование, то в России еще есть стерео­тип, что китайское уступает по качеству, так как считается, что оно более дешевое. Но это не так. Кроме того, китайское оборудование, которое по своему уровню не уступает европейскому, порой даже имеет более высокую стоимость, чем европейское.

И, безусловно, рынку нужна альтернатива в виде российского оборудования для ЦБП. К сожалению, у нас во многих отраслях компетенции потеряны. Отдельные узлы и элементы, конечно, производятся, но этого недостаточно, чтобы выстроить всю технологическую цепочку. В этом и есть сложность импортозамещения.

Однако работа с отечественными заводами идет в том числе по электрооборудованию, электронике, средствам автоматизации. Сейчас на рынок стали активнее выходить предприятия, о которых мы раньше не знали, например, в части электроники. С уходом иностранных партнеров их заместили местные компании, которые даже улучшили функции оборудования, и это, несомненно, радует.

Что касается химических компонентов, то до 2022 г. компания и так закупала их на российском рынке – это каустическая сода, сера, аммиачная вода... И сейчас мы продолжаем работу по замещению европейской химии на отечественные компоненты – это пеногасители, красители, флокулянты и коагулянты. По упаковочным материалам и целлюлозе мы полностью перешли на оте­чественных производителей и партнеров из Белоруссии.

– В январе 2022 г. в связи с прекращением поставок березы в Финляндию вы говорили о важности решения вопроса, связанного со сбытом этого сырья. Как разрешился вопрос?

– Проблема березового баланса внесла коррективы в планы по освоению лесного фонда компании, но мы существенно продвинулись в ее решении. На нашем дочернем предприятии («Кондопожском лесопромышленном хозяйстве») мы были вынуждены снизить объемы производства в 2023 г. Но уже во II квартале удалось договориться с партнерами – крупными предприятиями Северо-Запада – об обмене сырьем. И с июня 2023 г. мы начали поставку березы в обмен на еловое сырье.

И все же окончательно эта проблема не решена. В периметре нашей группы есть совместное с другой российской компанией лесозаготовительное предприятие «Кареллеспром». Оно в силу удаленности от железнодорожных станций имеет трудности в реализации низкосортных лиственных материалов и дровяной древесины. Но и здесь есть пути решения, над которыми мы сейчас работаем совместно с партнерами.

– Чтобы окончательно решить этот вопрос, видите ли вы здесь возможные меры господдержки?

– Если говорить о поставках лесного сырья, то мы сильно зависим от железнодорожных тарифов, которые влияют на его себестоимость. Половина от всего объема сырья поставляется железнодорожным транспортом. До 2022 г. тарифы ежегодно повышались на 4–5%, но в 2022 г. РЖД повышали тарифы  два раза суммарно на 18,6% в течение года. В 2023 г. также было два повышения с общим увеличением тарифов на 21,8%. Для нашей компании это дополнительные затраты, которые составляют порядка 400 млн руб. в год.

Поэтому меры государственной поддержки в виде возможных скидок на доставку круглых лесоматериалов внутри страны крайне актуальны. Надо увеличивать доступность межрегиональных ­перевозок, чтобы эффективно использовать всю железнодорожную инфраструктуру. Мы соответствующее предложение делали, но решение о нем пока не принято.

Господдержка нужна и в части инвестиций в лесозаготовительную деятельность. Мы по-прежнему зависим от импортных поставок лесозаготовительной и лесовозной техники. Я считаю, что временная отмена утилизационного сбора сроком на три года до появления на рынке качественных оте­чественных разработок в промышленных масштабах и разработка программы компенсации лизинговых ставок при приобретении техники, в том числе импортной, была бы отличным подспорьем.

В противном случае ключевая ставка в сочетании с высокой стоимостью импортной техники будет препятствовать реинвестированию в основные фонды в области лесозаготовки, а это приведет к дефициту сырья и увеличению его стоимости.

– Федеральное правительство ввело гибкие экспортные пошлины, привязанные к курсу рубля с 1 октября прошлого года. Насколько сильно это повлияло на отрасль?

– В текущих экономических реалиях эти меры, предпринятые для стабилизации курса национальной валюты, снизили рентабельность нашей продукции на 5–7 п. п. На экспортоориентированных целлюлозно-бумажных предприятиях гибкие пошлины сказываются негативно. Из-за неравных условий с западными компаниями деньги «вымываются».

При этом объем внутреннего рынка для нашей продукции мал, и возможностей для кратного роста спроса на нем нет. В результате предприятия будут вынуждены либо продолжать поставки на экспорт со сниженной рентабельностью, либо будет снижаться объем выпуска и, как следствие – повышаться себестоимость производства за счет меньшей загрузки производственных мощностей.

Я очень рассчитываю, что государство пересмотрит подход к таможенным пошлинам на экспортную продукцию.

– С учетом всех действующих рисков и вызовов в 2024 г. на каких задачах сосредоточится компания?

– Естественно, мы продолжим переориентирование продуктовой линейки под актуальные потребности рынка. На 2024 г. мы уже запланировали реализацию нашего тактического хода по маркетингу внутри сегмента цифровой печати. Дальнейшие планы, касающиеся продуктовой линейки, мы связываем исключительно с серьезной модернизацией нашего комбината в Кондопоге. На текущем оборудовании мы уже достигли потолка или, по крайней мере, очень близки к этому.

– То есть инвестиционная программа в этом году будет продолжена?

 –  Да. В 2023 г. Кондопожский ЦБК ввел в эксплуатацию новую транспортно-упаковочную линию, позволяющую упаковывать рулоны больших форматов. Они востребованы у зарубежных покупателей. Инвестиции составили 410 млн руб. Это линия, которая позволяет упаковывать различные форматы продукции в ширину и высоту. Наши клиенты находятся далеко, а привести продукцию нужно в идеальном состоянии.

И в ближайшие годы мы планируем направить на реализацию инвестиционных мероприятий до 5 млрд руб. Но это будет возможно только при условии снижения стоимости заимствования на финансовом рынке.

На текущий год мы также ставим задачу существенно увеличить собственную заготовку леса, укрепить партнерские отношения в области обмена сырьем с лесопромышленными предприятиями СФЗО. Это важно для поддержания стабильных поставок еловых лесоматериалов, несмотря на внешние вызовы, связанные с общим падением объемов лесозаготовки в стране. Обеспеченность сырьем – это сегодня вопрос номер один для отрасли.

– Юрий Васильевич, предприятие, которому исполняется 95 лет, представляет собой значительную ценность с точки зрения владения экспертизой. Что делаете, чтобы ее не утратить? Как привлекаете молодежь?

– Задача привлечения молодежи в отрасль – одна из ключевых на сегодня. Ее мы стараемся решать путем сотрудничества с учебными заведениями всех уровней – от детских садов – да-да, не удивляйтесь, детвора в кондопожских детсадах имеет опыт посадки деревьев, ухода за ними, неплохо знает профессии отрасли и сумеет рассказать взрослому о технологии производства бумаги, не забывая упомянуть о мерах охраны труда – до вузов, с которыми партнерские отношения становятся все более крепкими и результативными, что позволит, я надеюсь, профессию, например, технолога бумагоделательного производства вывести из разряда экзотических до востребованных на уровне профильных для нас вузов.

Что касается экспертизы, согласен с вами полностью. Профессионализм команды, опытность – наша исключительная ценность. На протяжении многих лет продукт Кондопожского ЦБК был и остается предметом гордости предприятия, города, республики. У нас принято работать династиями, передавая мастерство и тонкости профессии как семейную ценность. Именно поэтому текущий год объявлен на предприя­тиях группы компаний годом династий и наставничества.

 Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».