Евгений Волин: «Потенциал рынка оплаты по QR-кодам еще не раскрыт»

Владелец группы компаний TakeJet, TakeHeli и TakeBoat – о запуске нового сервиса для оплаты по QR-кодам Tipsta
Владелец группы компаний TakeJet, TakeHeli и TakeBoat Евгений Волин /TakeBoat

России рынок сервисов для проведения платежей через QR-коды появился относительно недавно. Сначала толчок в развитии таких сервисов дала система быстрых платежей (СБП), запущенная Банком России в 2018 г., а затем начавшаяся пандемия коронавируса. Несмотря на стремительный рост технологий и изменения в потребительских привычках, этот рынок в стране пока только в начальной стадии развития, считает бизнесмен и владелец компаний TakeJet, TakeHeli и TakeBoat Евгений Волин. В интервью деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» он рассказал о том, как в 2024 г. запустил сервис для оплаты по QR-кодам, кто сможет пользоваться такой услугой и в чем ее преимущество перед конкурентами.

– В России люди уже привыкли оплачивать покупки, счета или переводить чаевые по QR-коду. Однако подобных сервисов на рынке существует еще не так много. Расскажите, почему вы решили запустить такой проект, как Tipsta, и для чего именно он предназначен.

– Я давно обратил внимание на сервисы, связанные с оплатой чаевых, донатов и других благодарностей по QR-кодам за оказание услуг. И мне также было интересно интегрировать такой ИТ-проект в существующую экосистему наших сервисов по аренде, чтобы проще было взаимодействовать с клиентами. И в феврале 2024 г. мне поступило предложение купить сервис Tipsta. Я сразу заинтересовался проектом, выкупил его, и мы занялись его доработкой. 

Сегодня он находится в стопроцентной готовности, чтобы выходить на рынок и развиваться. Кроме того, мы готовы конкурировать с существующими сервисами. Наиболее известный – это «Нетмонет», который купил «Альфа-Банк». Но я вижу огромный потенциал роста этого рынка в России.

– Сколько средств было заложено для запуска проекта?

– На текущий момент мы вложили в Tipsta порядка 25 млн руб. Это средства, которые пошли на разработку сервиса, стратегию развития, регистрацию торговой марки, ­ИТ-компанию.

– Как устроена работа сервиса Tipsta? И какие финансовые операции можно проводить с ее помощью?

– Сгенерировать QR-код на сайте сервиса Tipsta может любой желающий, причем как частное лицо, так и физическое, – это то, что отличает нас от конкурентов. Человеку или представителю компании нужно будет зайти на сайт и зарегистрироваться, заполнив все необходимые данные и прикрепив сканы паспортов. Затем наша служба безопасности проведет проверку пользователя, чтобы человек не пытался через нас нелегально выводить деньги или заниматься незаконной деятельностью.

Основная функция – это возможность потребителя производить оплату по QR-коду. Чаще всего – это перевод чаевых официантам. Но мы хотим расширить аудиторию сервиса, начав с интеграции в работу нашей группы компаний. Например, чтобы люди могли переводить чаевые или донаты нашим капитанам и пилотам. И это также могут быть и другие варианты: парикмахерские, барбершопы, аренда велосипедов, кабинет психолога, маникюр, продавцы. Но главное – это то, что через сервис можно моментально выводить полученные средства себе на карту.

Какие дополнительные функции вы планируете запустить в сервисе?

– Мы планируем дополнить сервис функциями, которых нет у наших конкурентов. Первое – это внедрение новых возможностей в приложение, чтобы через QR-код потребитель мог открыть меню в ресторане или прайс-лист в другом заведении. Такая функция сейчас есть далеко не у всех сервисов. 

Второе – это бонусная программа. Например, когда владелец QR-кода регулярно пользуется сервисом, то при каждом переводе средств у него будут накапливаться баллы, которые можно будет потратить в нашей экосистеме. 

Третье – мы планируем внедрить сервис коллективных покупок. Например, если человек копит себе на новый телефон, он может сгенерировать QR-код, указать необходимую сумму, которую нужно накопить, и разделить этот платеж на части.

– При проведении финансовых операций через Tipsta сколько составит комиссия эквайеру?

– Это важный момент, поскольку он позволяет нам быть конкурентоспособными. Процент эквайринговой комиссии у нас составит 7,5%, у наших конкурентов это 8,5%. Например, если человек переводит чаевые официанту 100 руб­., он может либо самостоятельно покрыть процент, либо выбрать, чтобы их оплатил сам официант, – в итоге ему придет 92 руб. Когда владелец QR-кода захочет перевести их себе на карту, для вывода средств с него будет взиматься еще 1,5%, а у наших конкурентов это 4%.

– Tipsta была запущена в начале 2024 г.: какие цели вы поставили перед проектом в первый год работы?

– Наша ключевая задача на сегодня – это сформировать бренд, собрать команду, выстроить процессы и отточить работу сервиса до конца года. Я считаю, что наш проект будет успешен из-за внедрения в него новых сервисов и системы поощрений, которых нет у наших конкурентов. За счет этого будет расти количество новых точек, где Tipsta будет работать. Если к концу года станет видно, что все процессы налажены, мы сможем выйти и на международный рынок. 

Tipsta – это мультиязычный проект, через него можно проводить финансовые операции в разных валютах. Например, мы планируем запустить проект в Дубае, где рынок сервисов для оплаты по QR-кодам совсем не развит. Но, конечно, предварительно будем разбираться и подстраивать сервис под юрисдикцию Арабских Эмиратов. Поэтому мы планируем развивать проект и масштабировать его не только в пределах России, но и в дружественных странах.

Полный текст интервью читайте в журнале «Форум» № 11 от 4 октября.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».