Почему Петербург стал лидером по количеству задержаний протестантов

43% доставленных в отделы полиции во время протестных акций — задержаны в Петербурге
Средний возраст протестовавших в этом раз в Петербурге снизился, говорят социологи /Анастасия Штейнерт

Во время несанкционированной протестной акции в Петербурге 21 апреля правоохранительные органы задержали, по данным «ОВД-инфо», 824 человека. Всего по России задержано 1902 протестующих. «Ведомости» спросили экспертов, почему Петербург стал лидером по количеству задержаний.

В петербургской акции, по разным оценкам, приняли участие от 4500 до 8000 человек. Три месяца назад, 23 января, с протестами на улицы города вышли не менее 10 000 человек (данные пресс-службы уполномоченного по правам человека в Петербурге). «Людей вышло меньше, чем в прошлый раз, но с учетом появления страха перед действиями полиции, внеплановости акции и меньшей, чем в январе, накачки эмоций – это все равно немало», – считает политтехнолог Валентин Бианки. С ним согласен политолог Андрей Таннер. «Учитывая контекст, позицию власти по отношению к митингующим, протест в 4500–8000 человек можно назвать массовым», – говорит Таннер.

По составу акция 21 апреля отличалась от тех, что прошли в январе и феврале, говорит старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич. По ее данным, средний возраст протестовавших в этот раз в Петербурге – 20–27 лет. Теперь утверждение, что на митинги выходит в основном молодежь, перестало быть мифом и стало реальностью, говорит Мацкевич. «Мы фиксируем, что ядро протестных настроений – это люди 30–45 лет. Они не перестали с недоверием относиться к власти, но перестали выходить на уличные акции. Реакция силовых органов становится все более жесткой, людям этого возраста есть что терять», – объясняет Мацкевич.

На втором месте по задержаниям после Петербурга, по подсчетам «ОВД-инфо», оказалась Уфа с 170 задержанными. В Москве 21 апреля в отделы полиции доставили всего 30 человек. Бианки полагает, что более решительные действия правоохранителей в Петербурге можно объяснить предстоящими выборами в законодательное собрание города и Госдуму. «Федеральный центр сверхвнимательно следит за Петербургом в этой [избирательной] кампании. Внимания больше, чем к любым другим регионам. И мы видим попытки городских властей перестраховаться», – говорит Бианки. Депутат городского заксобрания Борис Вишневский считает массовые задержания результатом местной самодеятельности. Он полагает, что решение о применении силы принимали на региональном уровне: в Смольном, полпредстве, ГУ МВД – тут возможны комбинации, говорит Вишневский. По его мнению, 21 апреля «полиция перестала идти на компромисс»: активистов и адвокатов зачастую не пускали в отделы полиции, а задержанным не поясняли, какие статьи им вменяются.

Собеседники «Ведомостей» считают действия правоохранительных органов ошибкой. Установка «нельзя допустить проблем» в силовой логике часто вызывает большие политические проблемы, поясняет Бианки. «Подобные действия приводят к меньшему числу людей на улицах, но большей мобилизации негативно настроенных избирателей на выборах».

По мнению Таннера, многочисленные задержания в Петербурге – ошибка власти. «Люди хоть и будут больше бояться, но к власти будут испытывать больше негатива. Мы и так уже наблюдаем падение рейтинга «Единой России» и стагнацию рейтинга первых лиц. В такой ситуации Кремлю сложнее принимать важные решения», – отмечает Таннер.

По словам Мацкевич, поведение силовиков провоцирует радикализацию и поляризацию общества. Она напоминает, что шанс поддержать ФБК (внесен в реестр иноагентов) без уголовных последствий у россиян 21 апреля мог оказаться последним, поскольку организацию требует в суде признать экстремистской прокуратура Москвы. Об этом ведомство сообщило 16 апреля.