Низкобюджетная кампания ушла в интернет

Мы видели большое количество проплаченных комментариев и постов в Telegram-каналах. Ранее такого не наблюдалось. /Pixabay

Нынешняя кампания по выборам депутатов в законодательное собрание Петербурга и Государственную думу ничем принципиально не отличалась от предыдущей. Единственное – она оказалась крайне низкобюджетной, у кандидатов не было денег. Практически в течение всего избирательного цикла и даже агитационного периода рекламы было очень мало. Еще один момент: значительная часть рекламы ушла в интернет. Там кандидаты вели активную работу в социальных сетях. Мы видели большое количество проплаченных комментариев и постов в Telegram-каналах. Ранее такого не наблюдалось.

Безденежность текущей кампании можно объяснить общим экономическим состоянием в стране. В кризис смогли заработать около 3% компаний. Но они не интересуются политикой. Большинство владельцев новых крупных состояний живут внутри даже не Садового кольца, а нескольких элитных кварталов. Бизнес, который ранее традиционно участвовал в избирательных кампаниях, уже на протяжении нескольких лет находится в жесточайшем кризисе, работая в режиме строжайшей экономии. У него нет никакой возможности вложиться в красивую политику и думать о будущем, ему надо выживать здесь и сейчас.

Что касается предвыборных технологий, которые использовали в Петербурге, то тут ничего нового никому придумать не удалось. Кандидаты-двойники были всегда, просто сейчас на это обратили больше внимания (на примере истории кандидата от «Яблока» Бориса Вишневского, фотография с двумя двойниками которого вышла в федеральную и даже международную повестку). По итогам даже непонятно – это так неумело работали против Вишневского, или это была скрытая игра за оппозиционера, или же это играла третья сила против всего города, используя Вишневского. Правду мы узнаем не скоро.

Ничего сверхъестественного с точки зрения предвыборных скандалов во время этой кампании также не наблюдалось. Наоборот, в этом году было очень мало прежде популярных черных технологий, лжеагитации, выпущенной якобы от лица какого-то кандидата. Поддельных листовок и поддельных газет нет, такие вещи появляются теперь только в интернете. Но там информационно безответственная среда и всегда было множество всевозможных фейков. Особую популярность приобрели анонимные Telegram-каналы, где доносы и слухи пишутся прямо как в тридцатые годы прошлого века. Психология со времен тех массовых анонимных доносов не изменилась. Такую тенденцию можно объяснить и экономически. Ведь печать любой газеты, агитационной или чернушной, стоит сегодня достаточно дорого – около 100 000 рублей. На эти же деньги можно купить посты в десятках каналов и ощутимо повлиять на инфополе в городе.

Несмотря на то что глава ЦИК Элла Памфилова допустила после завершения кампании отставку главы Горизбиркома Натальи Чечиной, на мой взгляд, городская избирательная комиссия работает исключительно в рамках правового поля. Когда есть нарушения в

нижестоящих комиссиях, то принимаются решения о снятии их руководителей. Раньше такого не было. Это серьезный принципиальный подход. Реагировать на пену, взбиваемую в ЦИКе, – наверное, бессмысленно. 90% того, что говорят там, к объективной картине выборов не имеет отношения.

Что касается противостояния законодательной и исполнительной власти Петербурга на этих выборах, то тут тоже нет ничего нового для Петербурга. У нас всегда было два центра влияния. В этом отношении наш город сильно отличается от остальных регионов, где парламент – это фактически департамент правительства по принятию законодательных актов, заранее разработанных. Петербург – это демократический город со своими демократическими традициями.

Политика при этом не стала людям менее интересной. Согласно социологическим опросам ФОМ и ВЦИОМ, с 2016 г. число интересующихся политикой увеличилось, но число людей, готовых прийти на выборы, сократилось. Люди стали интересоваться политикой на виртуальном уровне – посидеть, почитать, посплетничать, написать комментарии в соцсетях. В реальную политику они не включены, это все симулякр, который и создается, чтобы в реальной борьбе за распределение власти они не участвовали. Там, в интернете, случаются бури в стакане воды, люди на это ведутся и продолжают комфортно жить в своих маленьких мирках.

Другие материалы в сюжете