Депутаты Петербурга назвали слабые места городского бюджета на 2024 г.

Он не отражает реального роста инфляции и не учитывает интересы горожан по развитию транспортной доступности
Согласно законопроекту доходы бюджета в 2024 г. запланированы в размере 1,169 трлн руб. /Заксобрание Петербурга

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга на заседании 31 октября приняли в первом чтении законопроект «О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг.». За принятие законопроекта проголосовал 41 депутат, против выступили 4 человека.

О том, что депутаты КПРФ не будут поддерживать законопроект о городском бюджете на 2024 г., сообщил глава фракции Роман Кононенко (фракцию в заксобрании представляют семь человек). По его словам, документ не решает значительное количество социальных задач.

Согласно законопроекту доходы бюджета в 2024 г. запланированы в размере 1,169 трлн руб., в 2025 г. – 1,259 трлн руб., в 2026 г. – 1,356 трлн руб. Власти города ожидают, что темпы прироста собственных доходов в 2024 г. достигнут 7,8%, в 2025 г. – 8,7%, в 2026 г. – 8,0%. Расходы в 2024 г. намечены на уровне 1,298 трлн руб., в 2025 г. – 1,315 трлн руб., в 2026 г. – 1,378 трлн руб.

Кононенко отметил, что несмотря на рост доходов, в представленном проекте бюджета расходы на медицину сокращаются более чем на 1,5 млрд руб. По оценке фракции, заложенная сумма на выплату субсидий за услуги ЖКХ городским льготникам на следующий год (12 млрд руб.) не покроет их расходы с учетом увеличения тарифов на ЖКХ на 9,8%, которое ожидается в июле 2024 г. В Петербурге сейчас более 900 000 человек имеют право на помощь государства при оплате коммунальных счетов.

«При этом выплаты, запланированные в бюджете на меры соцподдержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в проекте бюджета увеличиваются по сравнению с бюджетом 2023 г. по-разному: где-то на 4,9%, где-то на 5,5%, в то время как городская годовая инфляция на октябрь 2023 г. составляет 6,4%, а в первой половине 2024 г. она достигнет 8,3%, и только к декабрю снизится до 4,5%», – отметил депутат.

По расчетам КПРФ, законопроект не учитывает фактическую инфляцию, он рассчитан исходя из прогноза инфляции на уровне 4-4,5%, годовых. Но повышение Центробанком ключевой ставки до 15% делает такой прогноз нереалистичным, уверен законодатель. «При таких цифрах мы рискуем не выполнить даже то хорошее, что в бюджете заложено: обеспечение жильем льготников и ввод социальных объектов. Программы кредитной промышленности теряют свой смысл, потому что с повышением ставки наш процент субсидирования, заложенный в программах поддержки, становится мизерным и не может закрыть затраты промышленности на привлечение кредитных средств», – добавил он.

Руководитель фракции «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Марина Шишкина отметила недостаточное финансирование текущей программы по капремонту дорог. По ее оценке, перекос в программах капитальных затрат сейчас сделан на отдельные инфраструктурные проекты, которые не решают в целом задачу по улучшению транспортной доступности для всех горожан. В качестве примера она привела развязку у «Лахта центра».

Напомним, что в мае этого года в Санкт-Петербурге открыли для движения транспорта Южный и Северный эстакадные съезды от кольцевой развязки у «Лахта центра» к Приморскому шоссе и улице Савушкина. Вложения в строительство за три года реализации проекта выросли с 3,8 до 4,6 млрд руб., из них 2,4 млрд руб. составили федеральные средства. В конце сентября глава города Александр Беглов признался, что расходы, связанные с переездом «Газпрома» в Петербург, превышают доходы, поступающие от деятельности компании в городскую казну. В качестве таких расходов он привел в пример строительство развязки возле «Лахта центра» и работы по возведению 32-й и 42-й магистралей, обеспечивающих подъезд к объекту, в котором разместится штаб-квартира «Газпрома».

«При заметном росте расходов на содержание дорог (плюс 64%), увеличение затрат на транспортную инфраструктуру крупных проектов с «известным авторством» почти вдвое снижает финансирование капитального ремонта дорог. Горожане вокруг «Лахта центра» ездят не так часто. ЗСД, ВСМ, развязки у «Лахта центра», проект «Островов фортов» в Кронштадте получают заметные вливания, а капремонт дорог в этом году будет профинансирован всего на 55%», – прокомментировала Шишкина, добавив, что сейчас власти вынуждены откладывать начало строительства важных для многих горожан проектов. В частности, речь идет о возведении Краснопутиловского виадука, строительство которого может начаться не ранее 2029 г.

На другую, плохо решаемую в городе проблему – строительство метро – обратил внимание депутат фракции «Яблоко» Борис Вишневский. Он отметил, что ежегодный объем финансирования метро в 2024-2026 гг. практически сохранен на уровне 2023 г. – 93 млрд руб. на три года. При этом во время нулевых чтений фракция предлагала увеличить расходы на строительство метро и ряд социальных проектов за счет сокращения резервного фонда (сейчас он составляет 50 млрд руб. в год) и других не самых актуальных для горожан проектов. В том числе предлагалось сэкономить на «многомиллиардных расходах на оформление города ко всевозможным праздникам». Но власти города не стали увеличивать затраты на метро.

«Сохранение нынешних объемов финансирования отражает неспособность качественно изменить ситуацию с развитием метро», – заключил Вишневский.