Задача, которая стоит перед российскими дизайнерами одежды, звучит так: необходимо не просто импортозаместить ушедшие иностранные бренды, но и изменить сознание потребителя. Россияне должны носить одежду от отечественных модельеров с гордостью. Так считают участники круглого стола «Коммерциализация локальных брендов на основе региональной кооперации». Дискуссия состоялась в рамках XXVII Международного форума-выставки «Российский промышленник».
Модератор дискуссии Надежда Кожевникова, генеральный директор ООО «Нью Кутюр», учредитель РОО «Культурная столица», призналась, что, собираясь на мероприятие, хотела надеть только красивое и отечественное, но пока в российских магазинах и в ее гардеробе такой одежды мало. Особый дефицит — деловые костюмы для бизнес-леди.
Петербургские дизайнеры готовы предложить модный продукт, актуальный в контексте современного рынка, парирует Валерий Береснев, директор НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Развитию отрасли способствуют «более лояльные условия для размещения в торгово-развлекательных центрах и магазинах», которыми могут воспользоваться представители модной индустрии в Петербурге. До недавнего времени одежда от петербургских модельеров была представлена чаще всего в онлайн-магазинах. Пощупать и прицениться к модным новинкам покупатели могли в немногочисленных шоурумах. Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге старается изменить ситуацию, в частности предоставляет модельерам займы до 5 млн рублей под 1% на 3 года под открытие магазина.
«Мы максимально уходим от субъективизма, стремимся работать с широким пулом клиентов. Нам важно, чтобы это были самозанятые представители малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, чтобы у них было свое производство и чтобы они вели деятельность на территории города. Себя мы позиционируем как своего рода инкубатор для становления бренда, для становления предпринимателя», — поясняет Валерий Береснев. Дизайнеры Петербурга готовятся к выходу и за пределы города, открывая новые точки в других регионах и странах, например в Узбекистане.
Легкая промышленность развивается не только в столицах. Евгений Пономаренко, заместитель Председателя Правительства Республики Коми, рассказал, что в его регионе в секторе легкой промышленности задействовано 23 крупных предприятия и 92 субъектов малого бизнеса, итого 1,5 тыс. человек. Для региона с населением в 726 тыс. человек это много. Правительство Коми компенсирует предпринимателям креативного сектора затраты на покупку сырья, оборудования, выплату зарплат. Но средств не хватает из-за высоких расходов на оплату труда. Так, зарплата одного работника в Сыктывкаре составляет минимум 38 тыс. рублей. Для сравнения, в соседней Кировской области — 26 тыс. рублей. Дизайнеры и ателье, работающие в Арктической зоне, затрачивают на содержание работников больше и, значит, проигрывают конкурентам из других регионов уже на старте, сокрушается Евгений Пономаренко. «Мы для начала должны остаться в рынке по конечной стоимости продукции, а уже потом соревноваться в дизайне и качестве», — резюмирует он.
В свою очередь, Светлана Мельниченко, президент Ассоциации «Палата текстиля и моды», раскритиковала коллег, которые оправдывают ситуацию разразившимся экономическим кризисом. С ее слов, российские модельеры живут в состоянии кризиса постоянно. И этот кризис, который начался в 2022 году, далеко не последний. «Не все локальные бренды смогут укрепиться на рынке. У некоторых недостаточно креатива, недостаточно энтузиазма. Но сильные марки, которые работают по системе умного и устойчивого развития, останутся, а слабые, которые думают о сиюминутной выгоде, уйдут», — уверена она.