В Кронштадте планируют снести 14 исторических зданий

Они мешают реализации проекта «Остров фортов»
Реконструкцию фортов «Петр I» и «Кроншлот» (на фото), по планам правительства России, должны закончить в 2023 г. /Кронштадт.рф

Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга подвел итоги общественных обсуждений проектов планировки и межевания территории в Кронштадте – там должен появиться туристско-рекреационный кластер «Остров фортов». Слушания проходили с 13 января по 15 февраля, замечания к проекту представили петербургское отделение Общества охраны памятников (ВООПИиК) и 12 граждан. Большинство предложений касались проблем транспортной доступности острова. ВООПИиК заявил о недопустимости сноса 14 исторических зданий и опасности появления на острове нового доминирующего объекта.

Проект «Кронштадт – остров фортов» координирует некоммерческая организация «Остров фортов». По данным «Контур.Фокуса», она учреждена Минобороны, ФГУП «Управление имуществом специальных проектов» и комитетом по инвестициям Петербурга. Проект предполагает строительство туристических и образовательных объектов, а также жилья на территории в 108 га в юго-восточной части острова Котлин. Реконструкция фортов «Петр I» и «Кроншлот» будет профинансирована из федерального бюджета – постановлением правительства России от 22 февраля 2020 г. на эти цели выделено 4,5 млрд руб. Работы должны завершиться в 2023 г.

Проект курирует дочь министра обороны Ксения Шойгу, она руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера в Кронштадте. В 2019 г., представляя «Остров фортов» на Петербургском международном экономическом форуме, Шойгу сообщила, что в туристические и коммерческие объекты будут вложены деньги частных инвесторов. По ее прогнозам, Кронштадт после завершения проекта будут посещать 5 млн туристов в год (в 2019 г., по данным Информационно-культурного центра Кронштадта, на острове побывало 1,78 млн путешественников).

По проекту планировки, который разработал Градостроительный институт пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» по заказу ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, территорию разделят на шесть кварталов, там появятся музей военно-морской славы, конгрессно-выставочный центр, пять научных и инженерно-инновационных центров, спорткомплекс, океанариум, кинотеатр, две гостиницы (три и четыре звезды), шесть общежитий, поликлиника, школа, детский сад, торговые комплексы, общественные пространства, открытые автостоянки и жилая малоэтажная застройка. По данным портала о недвижимости и строительстве nsp.ru, всего планируется построить 150 000 кв. м жилья.

Жителей Кронштадта, принявших участие в общественных обсуждениях, интересовало решение транспортных проблем. «В Кронштадт ведет двухполосная дорога. В туристический сезон на въезд в Кронштадт встает многокилометровая пробка. При строительстве нового квартала пробки будут ежедневной реальностью», – говорится в письменном обращении местного жителя Алексея Шипилова. Комментируя это замечание, комитет по градостроительству (как организатор общественных обсуждений он обязан давать аргументированные ответы) сообщил, что до 2022 г. должен быть разработан проект транспортной развязки КАД с Кронштадтским шоссе, а до 2024 г. – его реконструкция. «Решается вопрос о выделении федеральных средств Дирекции комплекса защитных сооружений», – говорится в ответе комитета.

Петербургское отделения ВООПИиК заявило о недопустимости сноса 14 исторических построек (одно из них — бывшая учебно-тренировочная станция водолазных спусков). Городской закон «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия» запрещает сносить здания, даже если они не обладают историко-культурной ценностью, но находятся в зоне охраны объектов культурного наследия. Демонтажу подлежат только «необратимо аварийные конструкции», пояснила зампредседателя отделения ВООПИиК Людмила Семыкина.

Кроме того, ВООПИиК указал, что запланированные на территории «криволинейные улицы» не характерны для Кронштадта, а длина фасада указанной в проекте гостиницы в 1,5 раза больше длины Морского собора и превышает максимальные габариты форта «Александр I». Гостиница «будет доминировать в панораме по отношению к окружающим объектам всемирного наследия», говорится в замечаниях ВООПИиК.

Комитет по градостроительству на эти возражения сообщил, что параметры объектов учитывают все ограничения зоны охраны памятников, конфигурация гостиницы будет определена на следующих этапах проектирования, а здания, которые предполагаются к сносу, в 2019–2020 гг. обследовал Институт истории материальной культуры РАН и вынес заключение об аварийности объектов.

Семыкина в комментарии «Ведомостям» назвала ответ комитета недостаточным для того, чтобы обосновать необходимость демонтажа исторических зданий: «Результаты инженерных обследований не доступны для ознакомления. Из проекта планировки видно, что только снос этих зданий позволит реализовать новое строительство в предлагаемых параметрах». Проект планировки территории можно оспорить в городском суде, уточнила Семкина. Но пока решение об обращении в суд отделение ВООПИиК не приняло.

Комитет по градостроительству признал общественные обсуждения состоявшимися. Градостроительный кодекс России регламентирует проведение таких обсуждений, но не обязывает их организаторов учитывать предложения участников.

«Ведомости» обратились за комментарием в АНО «Остров фортов», но ответа пока не получили.

По мнению управляющего партнера Rusland SP Андрея Бойкова, Кронштадт не самое привлекательное место для жилищного девелопмента: «В последнее время здесь было реализовано всего несколько точечных проектов. Спрос на жилье здесь низкий, он формируется преимущественно местными жителями или работниками судостроительной отрасли. По мере развития туристического кластера в Кронштадте спрос будет увеличиваться, но это процесс не быстрый».

Гендиректор Colliers в Петербурге Андрей Косарев считает, что создание жилья в Кронштадте привлекательно для застройщиков: «Из всех заявленных функций только жилье представляется однозначно окупаемым даже при всех особенностях транспортной доступности острова. Повышение инвестиционной привлекательности Кронштадта можно достичь за счет сильных туристических якорей и создания рабочих мест. Обе эти сверхзадачи проект «Остров фортов» и призван решить».

Население Кронштадта, по данным администрации Петербурга, составляет 44 321 человек.