Петербургские квартиры стали теснее
Девелоперы каждый год сокращают площади вводимых квартир, за последние пять лет они стали в среднем на 3 кв. м меньшеПлощадь квартир в новостройках Петербурга постоянно уменьшается. В 2016–2017 гг. средний метраж жилого помещения или апартамента на первичном рынке составлял почти 48 кв. м, а в 2021–2022 гг. – 45 кв. м, рассказал «Ведомостям» руководитель «Циан.Аналитики» Алексей Попов. Согласно проектным декларациям застройщиков, в 2024 г. средняя площадь новых квартир в Петербурге сократится до 42 кв. м, добавляет он. А по данным руководителя направления первичной и загородной недвижимости «Авито недвижимости» Дмитрия Алексеева, средняя площадь квартир в петербургских новостройках составляет 42 кв. м уже сейчас, потеряв за прошлый год примерно 1 кв. м. Тенденция характерна для всей страны. В Москве, по данным «Циан.Аналитики», в I квартале 2018 г. средний метраж квартиры составлял 58,5 кв. м, а к III кварталу 2021 г. – 51,2 кв. м.
Квартиры становятся меньше, но от этого не дешевеют. По данным «Циан.Аналитики», на первичном рынке за прошлый год средняя цена 1 кв. м нового жилья выросла на 28% – до 198 900 руб. В ходепрограммы льготной ипотеки, запущенной в пандемию, выгода от снижения платежа была в первые четыре-пять месяцев, а затем рост цен ее обнулил, отмечает Алексеев.
Сокращение средней площади жилья в новостройках, которое началось после кризиса 2008– 2009 гг., наблюдается и сейчас, поскольку реальные доходы населения падают, объясняет Попов. «Застройщики предпочли уменьшать нарезку лотов. Большинство мыслит в парадигме: чем больше в новом доме будет небольших лотов, тем быстрее получится реализовать жилье», – рассказывает эксперт. Он отмечает, что это привело к появлению целых ЖК, состоящих преимущественно из квартир-студий.
У нас во дворе
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость»: «Наряду с оптимизацией площадей квартир за последние пять лет существенно улучшились качественные характеристики объектов массмаркета, застройщики стали строить в своих проектах развивающие детские площадки с включением нетипового детского оборудования, зоны воркаута, велодорожки, уделять внимание озеленению придомовой территории
Ужать по возможности метраж при проектировании новых жилых комплексов – единственный способ удержать платежеспособный спрос, сохраняя качество домостроения, отмечает директор департамента по маркетингу и продажам строительной компании «Балтийская жемчужина» Ася Левнева.
«С каждым годом себестоимость строительства увеличивается из-за подорожания материалов и услуг, повышения административных барьеров, дефицита земли и рабочей силы, поэтому застройщики вынуждены повышать цены на квадратные метры», – говорит она.
Спрос на небольшие квартиры Попов объясняет и демографическими причинами: в крупных городах дети, стараются раньше покидать родительский дом, а сами взрослые заводят детей позже, чем было принято раньше. По его словам, также растет количество одиноко проживающих людей. Директор по маркетингу девелопера «Полис групп» Ольга Ульянова рассказывает, что они ориентируются в основном на молодых людей, в том числе на молодые семьи, которые пока не могут позволить себе приобретение просторных квартир. «Компания в своей квартирографии делает упор, прежде всего, на небольшие квартиры, но функциональные. Мы стараемся, чтобы были продуманы места хранения, расстановка мебели», – говорит Ульянова.
Вклад в сокращение метража внесли и проектировщики, констатирует Попов. Суть – в новых подходах к организации жилого пространства и изменившихся запросах покупателей, следует из объяснений экспертов. В 2010-е гг. получили развитие системы внешнего хранения (вместо больших балконов и гардеробных теперь во многих ЖК есть отдельные кладовые), популярность планировок с большими коридорами снизилась, а востребованность помещений, где совмещена кухня и гостиная, напротив, возросла, рассказывает Попов. Руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» (SetlGroup) Ольга Трошева указывает на возросшую популярность квартир евроформата и концепции «разумный метр», когда проектировщик стремится рационально использовать каждый метр пространства.