Бюджетные долгострои Петербурга впишут в реестр

Юристы считают, что создание реестра положительно повлияет на судебную практику по спорам о сносах или приватизации зданий
В городе около 1000 объектов, которые можно отнести к долгостроям /Freepik

Смольный создаст региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, которые возводились с участием бюджетных средств. Соответствующие изменения в закон Петербурга о градостроительной деятельности депутаты городского Заксобрания приняли в третьем чтении накануне. Первое чтение документ прошел в конце сентября. Авторами закона являются депутаты петербургского ЗакСа Павел Крупник, Денис Четырбок и Александр Рассудов.

Как рассказал «Ведомостям» Четырбок, в городе около 1000 объектов, которые можно отнести к долгостроям. Он отмечает, что среди них есть также и социальные, но не уточняет, о какой конкретно доле сооружений идет речь. По его словам, присутствуют и объекты с изношенными конструкциями, которые оказываются недостроенными более десяти лет. Учитывая данные комитета по строительству, жилых объектов на начало текущего года – только 15. 

Сооружения, строительство которых подразумевает использование только частного капитала, в реестр не войдут. «То, что связано с использованием бюджетных средств, требует дополнительного контроля. После введения поправок в Градостроительный кодекс РФ для этого появились полномочия», – добавил Четырбок. По его словам, реестр поможет оперативно принимать решение о сносе, приватизации или продолжении строительства объекта в соответствии с установленными, «довольно сжатыми» сроками.  

Соответствующие изменения в Градостроительный кодекс РФ внесены в 2021 г., они устанавливают порядок отнесения сооружений к незавершенным объектам капитального строительства. Объекты, в свою очередь, включаются в федеральный или региональный реестр в зависимости от источника финансирования. Затем Постановление Правительства РФ от 26 июля 2022 г. № 1333 определило, какие решения (снос, приватизация или завершение строительства) могут быть приняты в отношении объектов из реестра, и на каких условиях. Например, для приватизации степень готовности объекта должна составлять 50% и более, также нужно наличие правоустанавливающих документов. Для завершения строительства – аналогичные требования к готовности и затраты средств не менее половины от общего объема средств.

Адвокат Балтийской коллегии адвокатов им. Анатолия Собчака Елена Менде считает, что ведение такого реестра Петербургом может положительно повлиять на  судебную практику по спорам о сносах или приватизации имущества. «Например, указанным Постановлением установлены критерии принятия  управленческих решений по объекту. Снос возможен только при готовности менее 50%. Четкие критерии практически всегда позитивно воспринимаются практикой, потому что как минимум появляются более понятные правила игры», – добавила она.

По мнению адвоката, члена Адвокатской палаты Санкт-Петербург Антона Лебедева, реестр, возможно, поможет иметь более точные данные, что позволит  эффективнее управлять процессом. Тем не менее, сам факт необходимости создавать такой реестр может означать некоторую потерю контроля над ситуацией», – считает он, отмечая, что застройщикам выдают разрешение на продление сроков, а значит,  аппарат, который учитывает эти данные, уже есть.

Генеральный директор СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга» отмечает, что объекты, строящиеся с участием бюджетных денег, находятся под контролем распределителей этих средств, а ГРБС должны знать, в каком состоянии находятся эти объекты. По его наблюдениям, в настоящее время строящиеся на бюджетные деньги объекты завершаются, а те, которые простаивают десятилетия и имеют изношенные конструкции, могут быть учтены и без специального реестра.