Как цифровизация изменила подход к девелопменту
Цифровая трансформация упростила ряд рабочих процессов и меняет привычки покупателейДоля онлайн-сделок и цифровых сервисов на рынке недвижимости продолжает непрерывно расти. Сами девелоперы активно внедряют как новые цифровые продукты, которые упрощают приобретение недвижимости, так и современные цифровые инструменты.
Цифровой прогресс в девелопменте в разной степени уже затронул как внутрикорпоративные процессы, так и сервисы, ориентированные на конечного потребителя. Крупные игроки рынка недвижимости все больше вкладываются в ИТ-разработки и заинтересованы в цифровизации собственного рабочего цикла. Девелоперы создают онлайн-кабинеты, осваивают онлайн-встречи и цифровые презентации. Многие участники рынка в 2020 г. предложили оформление ипотеки онлайн и сделки без присутствия в офисе, говорит директор по продажам федеральных проектов группы «Самолет» Максим Зорин.
Работа с большими данными
Новые цифровые инструменты позволяют не только оптимизировать трудовые ресурсы, но и анализировать потенциальные территории для нового строительства. А увеличение скорости обработки данных позволяет более точно прогнозировать спрос.
Основное внимание сегодня уделяется автоматизированному сбору данных (bigdata), который позволяет внедрять и эффективно использовать такой инструмент, как динамическое ценообразование. Крупные российские игроки, занятые в девелопменте, внедряют в работу компаний корпоративные нейросети, в которых собранные данные интегрированы с оперативной информацией из внутренней CRM. На практике это позволяет формировать динамическое ценообразование и делать более точные прогнозы по продажам.
«Исследование эффективности динамического ценообразования показало, что оно приводит к значительному росту по выручке и прибыли только по своему факту внедрения», – поясняет Зорин.
Сбор и обработка больших статистических информационных массивов – одно из самых перспективных направлений цифровизации для развития девелоперского бизнеса, отмечают в компании. Так, сегодня в отрасли реализуются программы, которые в автоматизированном режиме отслеживают каждого среагировавшего в Интернете на любое предложение в секторе недвижимости или кликнувшего на тематический рекламный баннер. Даже в обезличенном виде такие данные позволяют девелоперам анализировать потенциальный спрос и потребности потенциальных покупателей.
«Данные – это будущее не только строительных, но и любых компаний. Чем крупнее бизнес, тем больше данных необходимо собирать. Неважно, что сейчас они могут быть не востребованы, зато впоследствии под любую задачу найдутся вычислительные мощности», – поясняет директор департамента технологической платформы группы «Эталон» Роман Тарасенков. Нейросеть на пятнадцатый день после первого контакта с клиентом на 85% прогнозирует подписание договора, делится он результатами.
«Ночью ценовой аналитик спит, а робот будет работать круглосуточно и анализировать в разы больше информации, учитывая даже количество просмотров планировок на всех существующих сайтах. Программа видит глубже, чем любой аналитик из отдела развития», – дополняет Зорин.
Финансовые сервисы онлайн
Цифровые технологии позволяют не только предугадывать глобальные тренды на рынке недвижимости, но и ожидания клиентов, что позволяет девелоперам эффективнее управлять продажами. Важнейшим звеном в эффективности цифровых технологий является работа с банками – это и возможность подачи на одобрение ипотеки онлайн, и удобство работы клиента в личном кабинете.
Благодаря цифровым сервисам для покупателей упрощаются и становятся более прозрачными онлайн-продажи с использованием ипотеки, путем рассрочки или с применением trade-in (когда при покупке новой квартиры в зачет идет стоимость имеющейся жилплощади). По словам заместителя начальника отдела развития ипотечного бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Банка ВТБ Кристины Смирновой, сейчас на дистанционные сделки на первичном рынке в банке приходится 22-23%.
Как отмечает руководитель по развитию ипотечного кредитования Санкт-Петербургского филиала ПСБ Анастасия Трифонова, в банке для клиентов максимально доступны услуги онлайн, в том числе ипотечные и другие кредитные и сберегательные продукты. Уже 55% заявок на займы под залог недвижимого имущества клиенты оформляют онлайн.
Благодаря повышению уровня безопасности онлайн-процессов на цифровые сервисы переходит все больше клиентов. «Когда в 2020 г. мы начали внедрять электронную регистрацию долевого участия, мы получали много вопросов и возражений от клиентов, агентов и госорганов. Сейчас мы электронно регистрируем 99,8% сделок. 0,2% просто не могут электронно зарегистрироваться в силу определенных причин», – приводит пример Зорин.
Экономия времени
В целом же по рынку количество визитов клиентов в офисы продаж постоянно сокращается. Так, если в 2019 г. предполагалось, что при совершении сделки практически каждый клиент за редким исключением должен был присутствовать лично, то к концу 2023 г. 20% всех сделок проходит дистанционно. Если говорить о межрегиональных сделках, то здесь онлайн-продажи достигают 80-90% вне зависимости от региона, отмечает Зорин.
Процесс цифровизации позволяет экономить время и ресурсы не только девелоперам, но и конечному потребителю. Аналитики группы «Самолет» подсчитали, что «умный» жилой комплекс способен сэкономить 88 дней в году или 220 часов в месяц своим жителям. А начинать экономить время можно уже на этапе выбора квартиры.
«Экономить время – получать таймбэк (по аналогии с кешбэком) и распоряжаться им на свое усмотрение, не тратя часы и дни на поиск и обстановку квартиры, дорогу до офиса, можно за счет набора современных сервисов и развитой инфраструктуры жилого комплекса, – поясняет Зорин. – Так, например, принять решение о покупке квартиры можно гораздо быстрее, не тратя время на посещение офиса продаж. На сайте можно подать заявку сразу в несколько банков, получить одобрение, оформить рефинансирование, страховой полис или воспользоваться программами trade-in. Покупка квартиры с отделкой и мебелью тоже позволяет неплохо сэкономить время».
Трудности перемен
Однако полностью перевести рынок недвижимости в цифровой режим в ближайшее время не получится, считают как сами девелоперы, так и представители банков. И дело здесь не столько в отсутствии желания бизнеса или в ограниченном доступе к новым технологиям, сколько в менталитете покупателей. Население, в особенности старшее поколение, консервативно подходит к покупке жилья с обязательным посещением офиса и визитом на объект с фактическим осмотром жилплощади. В большинстве случаев люди в возрасте старше 40 лет совершают онлайн-покупки лишь тогда, когда объект в другом регионе уже посетил их представитель, родственник или предполагаемый будущий владелец.
«Как бы мы ни пытались полностью перевести процесс на цифровые рельсы, остается значительное количество клиентов, которые хотят посетить банк, ознакомиться с документами именно при сотруднике банка. До сих пор есть агентства недвижимости, которые не принимают онлайн-сделки, а выносят решения только глядя в глаза», – говорит Смирнова.
Вызов для ИТ
Еще одним вызовом для цифровизации наравне с менталитетом покупателей остается импортозамещение цифровых продуктов и технологий. Российские банки и девелоперы частично или полностью уже перешли на отечественное программное обеспечение.
Один из механизмов решения проблемы – создание собственной цифровой экосистемы. «Сейчас большинство используемых цифровых продуктов у нас разрабатывается собственной командой специалистов. Это позволяет исключить проблемы при интеграции стороннего программного обеспечения в ИТ-архитектуру компании. Например, в этом году мы планируем инвестировать в цифровизацию более 10 млрд руб., и уже сейчас каждый четвертый сотрудник компании – это ИТ-специалист» – заключил Зорин.
Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».