До 50 млн кв. м нового жилья могут построить в Ленобласти к 2045 г.
Наращивать строительство власти планируют в том числе за счет малоэтажной застройки и таунхаусовВласти Ленинградской области рассчитывают в 2024–2030 гг. ввести в регионе в эксплуатацию 10,6 млн кв. м нового жилья. Об этом на заседании правительства региона сообщил председатель областного комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Андрей Семчанков. За период с 2024 до 2045 гг. объем ввода может составить 50 млн кв. м. «Основными точками роста являются Свердловское и Муринское городские поселения, а также Тосненский и Ломоносовский районы Ленобласти», – отметил Семчанков.
Как пояснили изданию «Ведомости Северо-Запад» в комитете по строительству Ленобласти, такой показатель был рассчитан исходя из градостроительного потенциала – то есть имеющегося земельного банка, который за данный период времени власти рассчитывают вовлечь в жилищное строительство. За 2024 г. в соответствии с плановым показателем, установленным Минстроем РФ, в Ленобласти должно быть введено не менее 3,3 млн кв. м нового жилья. Такой же показатель был запланирован и на 2023 г., уточнили изданию в комитете. Однако фактические объемы ввода в регионе несколько лет подряд превышали плановые показатели. Так, в 2023 г. ввели 4,19 млн кв. м жилья, что на 27% больше плана, установленного Минстроем.
Стимулировать дальнейшее развитие строительства жилья власти планируют в том числе за счет изменения законодательства, в частности, требований к комплексному развитию территорий (КРТ). Также в регионе планируют нарастить объемы блокированной застройки или так называемых таунхаусов. Это тип малоэтажного строительства, когда расположенные в ряд однотипные жилые дома блокируются друг с другом боковыми стенами.
Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленобласти на заседании регионального правительства 23 мая представил специально разработанный законопроект, который должен перераспределить полномочия в области градостроительной деятельности между органами государственной власти и органами местного самоуправления, что должно упростить застройку жилья. В частности, комитет предлагает передать полномочия по выдаче разрешений на строительство домов блокированной застройки от органов местного самоуправления к администрации области. Во-вторых, предлагается передать полномочия по заключению договоров КРТ с застройщиками по инициативе правообладателя (владельца земельного участка) от муниципалов – к органам исполнительной власти региона.
«Понимая реальные возможности КРТ и ту роль, которую она должна играть в жилищном строительстве, мы видим, что сейчас этот потенциал не реализуется в полной мере», – отметил Семчанков. По его мнению, мера повысит инвестиционную привлекательность региона для застройщиков и сократит время на реализацию проектов.
Депутат Законодательного собрания Ленобласти шестого созыва (2016–2021 гг.) Алексей Ломов в беседе с изданием выразил мнение, что передача полномочий от муниципалов органам исполнительной власти региона может сыграть положительную роль в части наращивания объемов малоэтажного строительства, поскольку таким образом формируется принцип «одного окна» для получения разрешений.
«Главное, чтобы скорость прохождения документов имела свои сроки, и комитет с этим справлялся. Законопроект хороший, но вопрос заключается в его исполнении. Нюансы могут быть связаны с синхронизацией. Может возникнуть ситуация, при которой комитет не обладает достаточной информацией о развитии территории. При этом муниципалитет тоже должен иметь право голоса», – пояснил он.
В целом эксперты отмечают, что Ленобласть имеет значительный потенциал для наращивания объемов жилья, особенно малоэтажного. «Сейчас мы видим, что в Петербурге практически не осталось свободных и простых для освоения участков под застройку, поэтому продолжается экспансия в область», – говорит директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина» Ася Левнева.
Архитектор ГК «А101» в Санкт-Петербурге Елизавета Гречухина отмечает, что в области основные перспективы развития остаются за Мурино, Гатчиной, Всеволожском, Лаголово. Однако это может стать дополнительной нагрузкой на существующую транспортную инфраструктуру, резюмировала она.