В Петербурге вырос ввод гибких офисов

За I полугодие 2024 г. рынок прирос на 1800 мест, в то время как за весь прошлый год – на 1500 мест
На июнь этого года в Петербурге объем предложения в коворкингах составляет 13 500 мест общей площадью 80 600 кв. м /freepik

Рынок гибких офисных пространств (коворкингов, сервисных офисов и т. д.) в Санкт-Петербурге за I полугодие 2024 г. пополнился на 1800 новых мест, следует из данных группы компаний «БестЪ», озвученных на фестивале Coworking fest. Это уже на 20% больше, чем число новых мест, на которое городской рынок коворкингов прирос за полный 2023 г. (1500 мест).  Но по сравнению с 2022 г. объем ввода новых мест в коворкингах в прошлом году был ниже на 24%. В 2022 г. было введено 1970 мест.

По состоянию на июнь этого года в Петербурге объем предложения в коворкингах составляет 13 500 мест общей площадью 80 600 кв. м, это 2,6% от общей структуры рынка офисной недвижимости. В 2024 г. рынок может прирасти еще на 12 800 кв. м за счет ввода новых проектов и расширения действующих.

«Например, о планах по расширению до конца года заявили «Практик Охта» на 1240 кв. м и Page Казанская на 300 кв. м. Прирост новых проектов будет идти за счет сетевых игроков: «Практик», Page, Case, а также выхода на рынок Петербурга московской сети Multispace», – говорит управляющий партнер IPG Россия Иван Починщиков. Сейчас уровень вакантных площадей в коворкингах Петербурга составляет 17,5%, а средняя ставка аренды – 21 450 руб. Для сравнения: в Москве средняя ставка находится на уровне 35 000 руб. за одно рабочее место.

В ближайшей перспективе рынок ожидает активного роста нового предложения, отмечают эксперты. Драйвером роста может стать переформатирование под коворкинги так называемой «неудобной» недвижимости, которая не подходит под функции других видов коммерческой недвижимости, а также рост спроса со стороны корпоративных клиентов.

«За последние годы мы наблюдаем явный тренд на масштабирование проектов, что обусловлено также и масштабированием запросов со стороны корпоративных клиентов. Спрос формируют сферы ИТ и Telecom, Fintech, e-com, девелоперы, нефтегазовый сектор», – отметил Починщиков.

Председатель совета директоров ГК «БестЪ» Андрей Лушников пояснил, что когда гибкие пространства только появились на рынке, ключевыми потребителями были стартапы и ИТ-компании. Однако сегодня все больше компаний делают выбор в пользу гибких пространств, а не классических офисов.

«Основной драйвер роста – растущие компании, внутри которых появляются отделы, которые могут работать удаленно от головного офиса. Им некогда подбирать мебель, придумывать дизайн или составлять долгосрочный договор аренды, поэтому они выбирают коворкинги. При этом им нужна комфортная и эффективная рабочая среда, open space, общение», – добавил Лушников.

В то же время ряд экспертов полагает, что росту ввода гибких пространств будет способствовать накопившийся объем «неудобной» (устаревшей) недвижимости, которую фактически сейчас можно переформатировать только под коворкинги. По оценкам партнера и генерального директора «МТЛ. Управление активами», Станислава Ступникова, объем рынка «неудобной», морально устаревшей недвижимости в Санкт-Петербурге составляет от 1,3 до 1,5 млн кв. м. Он выразил мнение, что развитие гибких пространств поможет вернуть на рынок данный сегмент недвижимости. Кроме того, коворкинги могут быть частью инфраструктуры многофункционального объекта.

«Создавая многофункциональный объект, мы получаем излишки площадей, которые в 90% сложно использовать для получения дохода, например, места общего пользования. Но для коворкинга не принципиально, какой формы помещение, сколько в нем окон, есть ли перепады высот. С помощью правильного дизайна и зонирования можно все эти недостатки превратить в плюсы. Они станут даже более востребованы, чем классические офисы у арендаторов», – пояснил Ступников.

Схожей точки зрения придерживается генеральный директор УК Page Мария Сумарокова. «Будущее – за созданием многофункциональных комплексов с инфраструктурой коворкингов и рабочих мест со всеми сервисами. Коворкинг органично вписывается даже в самые сложные планировки и объекты, причем по остаточному принципу в помещения, которые не подходят под классическую аренду», – резюмировала она.