В Репино и Зеленогорске вода Финского залива загрязнена больше, чем в Сестрорецке и Ушково

Ученые ФИЦ РАН выяснили, где моллюски чувствуют себя хуже всего
Контроль за содержанием в воде кофеина, диклофенака и гормонов на государственном уровне не ведется /Pixabay

В акватории Финского залива в Курортном районе Петербурга превышено содержание вредных веществ, об этом 25 марта сообщили ученые Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН (ФИЦ РАН). К таким выводам специалисты пришли во время наблюдения за здоровьем двустворчатых моллюсков, обитающих в прибрежных водах.

«На моллюсков негативно влияют моющие средства, набравшие популярность антисептики, нитраты и фосфаты, а также вещества, содержащиеся в лекарствах, например, диклофенак. Мы повышали уровень солености воды и следили за тем, как быстро моллюски реагируют в ответ на раздражитель и восстанавливаются. Если это происходило медленнее нормы, значит, состояние здоровья моллюска неудовлетворительное», — пояснил «Ведомостям» главный научный сотрудник, заведующий лабораторией биоэлектронных методов геоэкологического мониторинга СПб ФИЦ РАН Сергей Холодкевич.

В пресс-службе «Водоканала Санкт-Петербурга» пояснили, что в Курортном районе находятся четыре канализационных очистных сооружения, которые эксплуатируются предприятием, — в Репино, Зеленогорске, Сестрорецке и Молодежном. Однако на территории района есть много хозяйственных объектов и жилых домов, которые не подключены к канализации «Водоканала», — они должны заниматься очисткой стоков самостоятельно.

«Водоканал» проводит мониторинг качества воды в Курортном районе в восьми точках Финского залива – они находятся выше и ниже выпусков очистных сооружений. В 2020 г. отбором и анализом проб занималось научно-производственное объединение «Тайфун». Оно зафиксировало единичные случаи превышения нормативов по взвешенным веществам и содержанию органики в воде. Превышений по нефтепродуктам, анионным синтетическим веществам, и металлам (алюминий, железо, марганец, медь, цинк) в прошлом году зафиксировано не было.

Контроль за содержанием кофеина, диклофенака и гормонов, о которых говорится в исследовании ФИЦ РАН, не ведется – их нет в перечне загрязняющих веществ, утвержденном 8 июля 2015 г. распоряжением правительства России. За состоянием здоровья водных животных «Водоканал» не следит.

«Результаты исследования, показавшее плохое состояние моллюсков, неудивительны. Это итог многолетнего использования солевых реагентов зимой, деятельности промышленных предприятий и бездействия властей», — сказал «Ведомостям» председатель правления Экологического союза Санкт-Петербурга Семен Гордышевский. Эксперт отметил, что немалую роль в загрязнении вод Финского залива играет отсутствие достаточного числа централизованных очистных сооружений в Ленобласти.

По мнению авторов исследования, состояние морских животных ухудшилось из-за работы заведений общепита и близко расположенных к побережью частных домов. Причина загрязнения – недостаточно качественная система очистки воды в прибрежных районах, считают исследователи. «Если в городе существует мощная система водоочистки сточных вод, способная справляться с переработкой большого количества отходов, то локальные очистные сооружения ресторанов и коттеджей не справляются с нагрузкой», — поясняют в ФИЦ РАН.

Есть несколько источников, загрязняющих воду Финского залива, поясняют в «Водоканале». Во-первых, это диффузный сток – то есть сток с территории: с сельскохозяйственных полей, промышленных площадок, населенных пунктов, дорог. Такой сток считается стихийным и неконтролируемым. Во-вторых, на качество воды влияют донные отложения – они образуются в застойных прибрежных зонах, от них происходит вторичное загрязнение. В-третьих, это точечные источники – выпуски стоков от жилого фонда, предприятий общепита, домов отдыха, пансионатов. В некоторых объектах существуют прямые выпуски – стоки уходят в залив без всякой очистки, в других работают «локальные очистные сооружения, но не все работают эффективно. «Водоканал» не несет за них ответственности.

Пресс-служба «Водоканала» отмечает, что в точках, расположенных после выпусков очистных сооружений, наблюдалось улучшение качества воды Финского залива – т.е. сбросы очищенных сточных вод с объектов «Водоканала» не оказывают вредного влияния на качество воды в заливе.

Холодкевич считает, что решением проблемы может стать повышение контроля за состоянием локальных очистных сооружений и снижение потребления воды, например, с помощью законодательного запрета на скважины и колодцы на дачных участках. «Существуют страны, где законодательно запрещены колодцы и скважины на дачах, так сделано в Норвегии. Если хочешь пить — привози воду с собой. Для питья на пикнике потребуется лишь несколько литров. У нас на участках строят бассейны. Потребление воды в таких коттеджах, как в городе — 200 литров в сутки на человека. При этом очистные сооружения на дачах совсем не те, что в городе, они в своем большинстве не соответствуют нагрузке», — говорит ученый.

Холодкевич отмечает, что загрязнение не вызвано разовыми выбросами отходов в воды Финского залива. Проблема особенно актуальная для Репино и Зеленогорска, в Сестрорецке и поселке Ушково качество воды заметно лучше, уточняет он.